Главная Культура Афиша 00:08 05 Июля 2024 2778
Жить красиво

Экскурс в мир русского глянца 1910-х невольно наводит на параллели с современностью

Елена Широян, искусствовед
Фото: Сайт Музея русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Журнал красивой жизни» — оммаж одному из изданий Серебряного века. «Столица и усадьба» строилась по образцу британского Tatler и была первым опытом «русского глянца», до боли похожим на журналы наших дней.

Полную символов эпохи, арт-штампов и эротики выставку легко принять за шутку, если б в ней не угадывался намек музейной команды: а вы помните, чем кончился в 1917-м расцвет того первого русского гламура?.. Хотя вряд ли организаторы сознательно заложили это в концепцию — столь смелые шутки в наше нешуточное время не очень приветствуются... Впрочем, у истории много путей, и то, что однажды произошло как трагедия, второй раз может обернуться лишь фарсом. Будем уповать на это правило, иначе исторические параллели впрямь не на шутку зловещи.

Но как иначе думать о журнале, который и купить мог не каждый (стоил он 85 копеек, тогда как «Огонёк» всего пятак), не то что представить себя на месте персонажей: аристократов и высших слоев купечества. Оказаться в положении подглядывающего в замочную скважину, сгорающего притом от зависти и гнева? Ведь ровно те же чувства может испытать наш современник, листая один из сонма глянцевых журналов, скроенных абсолютно по такому же лекалу: рассказ о выдающихся усадьбах и городских имениях, старом Петербурге, туризме, светских и художественных новостях, перемежаемый рекламой, ассортимент которой тоже для нас привычен — душистое мыло, дамское белье и даже, представьте, автомобиль «фиат»... Правда, недружественную марку нынче сместил родной «жигуль» (тоже, впрочем, в истоке итальянец), но в целом ведь похоже? Как и безмолвная масса населения страны, не имеющая средств не только на авто, но и на такой журнал. Может, и лучше в руки не брать — поводом сорваться, со всеми вытекающими, может послужить любая мелочь.

Давно уже меткий народный юмор, даже сарказм, припечатал: красиво жить не запретишь. И впрямь, журнал «Столица и усадьба» начал выходить в Петербурге за полгода до I Мировой войны. Как окно в канувшую Россию, он давно ценится историками искусства, быта и архитектуры, а нынче и коллекционерами. На отличной мелованной бумаге, с массой фотографий, включая уже и цветные, репродукций арт-творений, шаржей и светских сплетен. Этакий гид по паркам, салонам и гостиным, где непременны ампирные кресла, камин, фамильные портреты и букет в вазе, а рядом томная дама. Помните картину Богданова-Бельского «Устный счёт», где изображён класс народной школы? Оказалось, художник-демократ, сын батрачки писал и светское общество: тому примером в журнале портрет княжны Марии Кудашевой в роскошном доме ее отца. На выставку отобрали артефакты, которые публиковались либо обсуждались на страницах «Столицы...». Набор типичный: виды усадеб, интерьеры, убранные безделушками и цветами, заставленные старинной мебелью, порой с обитателями, чаще всего нарядными дамами. Жанровые сценки, репортажи с бала, пейзажи в путешествии.

В унисон такому контенту — и само не лишенное иронии название нынешнего проекта. Впрочем, нет сомнений: ряд зрителей воспримут «Журнал красивой жизни» всерьёз, найдя тут созвучие собственным идеалам, а может, и руководство к действию. Ведь когда не можешь изменить что-то в жизни масштабно, начинаешь искать отдушину в мелочах, будь то цветы, модные фасоны или обустройство своего клочка пространства. Всё лучше, чем ощущать себя чайником, который греет, греет, да и выплеснет кипяток сквозь притертую крышку!

Размах проекта превзошел все прежние достижения МРИ: 100 картин из 44 музеев России и 14 частных коллекций. Здесь Русский музей, Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина, но преобладают собрания глубинки. Закономерно: в советские годы музейные коллекции часто перетряхивали, стремясь оставлять в столицах шедевры, а менее значимое отсылать подальше. Но и своих сокровищ в провинции хватало — тех, что награбили при национализации, свезли в губернские центры, а потом уже музейщики составляли из них экспозиции по указке партии. Могли наглухо спрятать, а могли и показать «портреты эксплуататоров» в разделе, разоблачающем царские порядки. Спасибо, что не уничтожили!

Теперь эти творения тасуются иначе, но не оставляет мысль, что далеко не все владельцы усадеб и модели художников обладали идеальным вкусом, да и не все авторы были на том же уровне, что Репин или Сомов. И журнал, раз в две недели освещавший как жизнь в дворянских гнездах, так и выставки, это хорошо отражал. Вряд ли нарочно: он фиксировал реальность, пусть и под экзотическим углом зрения. Издатель Владимир Крымов, журналист и бизнесмен не без авантюрной жилки, стремился стать своим в высших кругах. Но весной 1917-го заподозрил неладное — перевел капитал в Швецию и отбыл в кругосветное путешествие, издалека умоляя редакцию «тянуть журнал до последнего»: номер 90 вышел в сентябре.

В отличие от героев своего детища, Крымов прожил до безбедной старости — в Германии, а затем Франции. Считается, что это с него Булгаков писал своего Парамона Корзухина в пьесе «Бег». Не будем порицать человека, не желавшего утонуть вместе с Атлантидой старой России, лучше поблагодарим за то, сколько ценного донес нам его журнал — кстати, нынче только укрепивший собственный статус атрибута роскоши: аукционные цены на оригинальный комплект «Столицы...» внушают трепет, и даже репринт тянет на 400 тысяч.

Признаюсь, видела я много выставок, хороших и разных, но до сих пор не привыкла к такой ошеломляющей яркости на грани пестроты. Да, выстроить стильную экспозицию из разномастных работ нелегко, хотя почти каждый портрет или пейзаж сам по себе хорош. А какие авторы — глаза разбегаются: Александр Бенуа, Исаак Бродский, Борис Григорьев, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева, Валентин Серов, Николай Фешин...

Однако МРИ славится и умением вытаскивать из небытия забытых художников. И тут благодать любознательным. Во избежание спойлеров дам лишь несколько примеров. Вот парадный портрет дамы в пышной шляпе с розами, с собачкой, на фоне пейзажа а-ля Гейнсборо — явно не шедевр. Но изображенная художником Виктором Штембером баронесса Дарья Гревениц — не кто иная как праправнучка Жозефины Богарне и правнучка Николая I. Вообразите, сия изнеженная аристократка в начале 1917-го организовала санитарный отряд и уехала на австрийский фронт, приняла Февральскую революцию, в октябре отправилась в Германию, но через год вернулась и стала библиотекарем. Увы, дни свои она окончила совсем не так мирно, как ее августейшая прапрабабушка, а скорее как Мария-Антуанетта: в 1937 году ее казнили большевики, разве что не на гильотине...

Жутко думать о сходстве Великой французской революции и нашей пролетарской. Ещё страшнее осознавать, что общество в России было разделено почти как французское: горстка аристократов, немного богатых простолюдинов и разливанное море санкюлотов, разгневанных роскошной жизнью власть имущих, пока они сами борются за кусок хлеба. Не накликать бы, но ведь параллели заметны и через век...

Ну а пока вернемся в музейные залы. Видите полотно, где на скамейке перед цветущей настурцией сидят «Дачницы»? Это свою сестру-врача и невестку написала Елена Киселева. Мало ли людей носят столь привычную фамилию, но эта художница приходится дочерью известнейшему математику ещё царской поры, автору дошедших до 1960-х учебников Андрею Киселеву. И жил этот педагог не в столице, а половину своих долгих лет в глубинке, хотя сумел заработать на два доходных дома в Петербурге, дачу в Куоккале и под Петергофом, роскошный автомобиль и мастерскую для дочери в Париже. Добавьте особняк в Воронеже и усадьбу близ него, реквизированные в 1918-м, когда престарелый, давно вышедший в отставку педагог был вынужден вернуться из Петербурга в Черноземье и вновь пойти на службу теперь уже новым гегемонам, ютясь в коммуналке в его собственном доме. В дальнейшем математик, чьи тиражи обгоняли издания Льва Толстого, всё же перебрался в Петербург и преподавал до 80 лет. Однако потерял из виду сына Владимира, офицера флота, и дочь Елену: их путь лежал в эмиграцию. Любимая ученица Репина, первая выпускница Императорской академии художеств, удостоенная пенсионерской поездки в Париж (прежде такое право получали лишь мужчины), Киселева проживет более полувека в Белграде, оставив живопись после трагической смерти сына. И на склоне лет передаст свои работы в родной Воронеж, который организует ей первую персональную выставку, а впоследствии обустроит зал прекрасной художницы во дворце XVIII века.

Кстати, выставка Киселевой прошла в 2017 году и в Москве, в Музее русского импрессионизма — гляньте, на сайте МРИ до сих пор можно увидеть несколько великолепных репродукций с нее. Вот так наш рассказ о петлях истории искусства и просто истории вернулся в его исходные стены. Где почти за каждым экспонатом несерьезной, на первый взгляд, выставки может стоять поразительная, порой блестящая, но часто зловещая судьба. Поистине — шутка ложь, да в ней намек.

Афиша 01:01 / 28 Июня 2024 4948
Про этих

В России сняли более сотни сериалов про жриц любви

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Депутат Бурляев предложил ввести в школах «уроки целомудрия». По его мнению, поток заграничных фильмов, хлынувших в нашу страну во времена перестройки, уничтожил чистоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной....

Великий поэт стал героем многосерийного мультфильма

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Фото из открытых источников

На экраны выходит анимационный фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Это первая часть большого трехчасового мультсериала, который состоит из 52 новелл и уже имеет громкую судьбу. Избранные новеллы из цикла...

Курортная комедия с Анной Михалковой и Александром Робаком может стать хитом летнего сезона

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На онлайн-платформе KION стартовал комедийный сериал «Убойный отпуск», ранее известный под названием «Третий в постели». Год назад его признали самым ожидаемым проектом на фестивале «Пилот»...

Человек-фейерверк Сергей Параджанов терпеть не мог цвет посредственности

Дарья Ефремова
Труд
Лучшие параджановские фильмы прочно вошли в классику мирового кино. Фото предоставлены Гослитмузеем

В Государственном литературном музее на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полет», приуроченная к 100-летию со дня рождения этого самобытного режиссера, художника, человека-фейерверка....

В Москве нет музея Александра Вертинского? Будет!

Дарья Ефремова
Труд

В Государственном музее истории российской литературы (ГМИРЛИ) на Зубовском бульваре стартовал проект «Александр Вертинский: Прообраз музея». Уже название говорит о заявке на нечто большее, чем просто выставка:...

Чеховский МХТ отметил юбилей «Дамы с собачкой»

Анна Чепурнова
Труд
Сладку ягоду рвали вместе... (Полина Романова и Сергей Волков). Фото Александры Торгушниковой предоставлено Медиацентром МХТ им. А.П.Чехова

У рассказа Чехова «Дама с собачкой» юбилей: он появился на свет 125 лет назад. Тогда же возник и Московский Художественный театр, ныне носящий имя писателя. Такое совпадение нельзя не отметить,...

Афиша 19:30 / 08 Июня 2024 3559
Цепная реакция

Телеканал «Россия» снял очередной фильм про одни и те же события

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Завершились съемки масштабной многосерийной исторической драмы «Атом». Действие начинается в 1943 году, когда Лаврентий Берия поручает своему заместителю Всеволоду Замятину (Алексей Гуськов) собрать команду ученых, чтобы...

Выставка к юбилею города охватила тысячу лет русской истории. Такое нельзя пропустить!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: vladmuseum.ru

Прославленному городу тысяча лет. Правда, если верить археологам, он гораздо старше. Однако возраст поселений принято исчислять с момента первого известного упоминания в анналах. А оно символично. В «Повести временных...

Афиша 18:30 / 22 Июня 2024 3186
Поддайте шоу!

В Иваново представят новый сериал

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Трудно сказать, остались ли еще зрители, которые принимают телевизионные ток-шоу с участием звезд за чистую монету. Положим, в приснопамятную историю с «изнасилованием» Дианы Шурыгиной, которую в федеральном...

В Театре им. Пушкина отметили юбилей Бориса Васильева

Анна Чепурнова
Труд
Эти ребята выдержали серьезные испытания, но куда тяжелее те, что им еще предстоят. Фото Геворга Арутюняна предоставлено театром им. Пушкина

История знаменитого фильма «Завтра была война» началась с совета Сергея Герасимова студенту ВГИКа Юрию Каре снять курсовую работу по фрагментам повести Бориса Васильева. С тех пор прошло почти четыре десятилетия, и ситуация...

А что может быть важнее звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас

Дарья Ефремова
Труд
Изображения предоставлены Государственным музеем Л.Н.Толстого

В Институте философии РАН открылась выставка «Иммануил Кант и Лев Толстой: философские диалоги». Приуроченная к 300-летию со дня рождения немецкого мыслителя, она рассказывает об осмыслении его наследия русским...

Россиян ждут новые фильмы по классической русской литературе

Труд
Фото: © Blinkcatcher, globallookpress.com

Пока сценаристы волнуются, не оставит ли их без работы ИИ, который — по слухам — закручивает такие сюжеты, что драматургам и не снились, наши киношники вновь принялись массово осваивать...

В Музее Мосметростроя открылась выставка «Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы»

Олег Юрьев
Труд
Фото предоставлено пресс-службой Мосметростроя

В маленьком, но очень уютном Музее Мосметростроя на Цветном бульваре открылась выставка «Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы». Ранее она успела стать заметным событием в Санкт-Петербурге. Главным...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?