Что-то не вспоминается, когда еще с такими подробностями описывался "ужин на двоих" (на самом деле, помимо президентов, присутствовали, и это тоже сообщается, русскоговорящий замгоссекретаря Строуб Тэлботт и один из помощников Путина): щи, названные американцами "капустным супом", мясо дикого кабана, форель, гусятина, блины с икрой, запеченная оленина, мороженое.
Но, надо думать, не только за дегустацией этих деликатесов в первый же вечер провели целых три часа Путин с Клинтоном. Недаром здешнее официальное лицо неофициально отметило, что ужин был "хорошим началом".
Видимо, общий язык нашелся. Корреспондент антиклинтоновской "Вашингтон таймс" к этому добавляет, ссылаясь на свои источники, что президенты не называли друг друга по имени, но "чувствовали себя вполне комфортабельно во время откровенной беседы". Газета, кроме того, отмечает, что Клинтон, который к концу года должен принять решение, разворачивать ли систему ПРО типа "звездных войн", приехал на саммит, получив серьезное предостережение: "От Лиссабона до Берлина европейские лидеры на прошлой неделе предупреждали Клинтона, что односторонние меры США по противоракетной защите могут изменить баланс сил между Россией и Западом и реанимировать гонку ядерного оружия".
Церемония подписания российско-американских соглашений транслировалась на США в прямом эфире, так же как и пресс-конференция президентов. В Вашингтоне обращают внимание, с одной стороны, на слова Клинтона о том, что он понимает серьезность последствий отказа от договорных отношений по ПРО, а с другой, на то, что в некотором роде он последовал "настоятельным рекомендациям" республиканской оппозиции и не подписал никакого документа, касающегося ПРО или сокращения ядерного арсенала. Впрочем, как говорится, еще не вечер: до того как Клинтон покинет Белый дом, согласно достоверной информации, запланировано еще три его встречи с Путиным.
Единственно, кто пока безмолвствует, так это конгресс, вернее, его республиканское большинство. Что объясняется, очевидно, тем, что оно удовлетворено поведением президента в Москве. Как сказал представитель госадминистрации, никто не заинтересован, чтобы первый саммит двух президентов завершился неудачей: "Слишком многое поставлено на карту". К тому же самый главный спорный вопрос - о системе ПРО - сейчас особенно бурно дискутировать бессмысленно: Клинтон дал понять, что скажет свое слово только где-то в ноябре. То есть, скорее всего, уже после выборов, когда определится, чья будет власть в конгрессе - "слона" или "осла", и на ком из них въедет в Белый дом новый хозяин.
* * *
"Клинтон и Путин: половинчатое соглашение. Звездный щит остается камнем преткновения", - пишет миланская "Коррьере делла сера", обращая внимание читателей на тот факт, что, хотя лидеры двух держав и не смогли договориться по планам США о развертывании НПРО, было достигнуто соглашение о мирном использовании 68 тонн оружейного плутония. Московский саммит прояснил позицию Путина по ряду вопросов накануне его визита в Италию. Встреча с Биллом Клинтоном позволила оценить решимость нового российского президента защищать стратегические интересы своей страны и вместе с тем развеяла сомнения некоторых в отношении стремления Путина к сотрудничеству с Западом с целью большей интеграции России в мировое сообщество.
Газета "Файнэншл таймс-Дойчланд": Московская встреча на высшем уровне принесла тактическую победу президенту России Владимиру Путину. Президент США Билл Клинтон не добился от русских одобрения своего плана по созданию системы противоракетной обороны. Более того, новая инициатива Путина по созданию совместной системы ПРО, воспринятая с раздражением членами американской делегации, заставила Клинтона защищаться.
Британская "Файнэншл таймс": На встрече с Путиным Клинтон не смог изменить позицию России по отношению к ПРО. За шесть месяцев президенты России и США не смогли добиться в отношениях той теплоты, которая была свойственна отношениям Клинтона и Ельцина. Тем не менее Клинтон одобрительно отозвался о правительстве Путина и высказался в поддержку возобновления выделения кредитов МВФ России.
Заместитель председателя Госдумы Владимир ЛУКИН: Состоявшийся в Москве саммит носил важный характер, но не такой, в результате которого происходит поворот в российско-американских отношениях.