Проблема технической диагностики такого сложнейшего инженерного сооружения, как газо- или нефтепровод, существовала давно. Но когда-то лишь визуальный осмотр мастера-обходчика да простукивание были "техническим арсеналом" прогнозирования и предотвращения возможных аварий.
Рождение науки дефектоскопии, которая определяла изъяны металла рентгеновскими лучами, ультразвуком, вихревыми токами, измерением магнитных аномалий металла труб или электрического сопротивления изоляции, по сути, не изменило ситуацию с действующими трубопроводами. Достоверно узнать свойства магистрали можно было лишь на ограниченном участке, откопав трубу, вскрыв ее для исследования.
Лишь высокие наукоемкие технологии позволили наконец поставить на службу диагностике неразрушающие методы контроля, такие, как ультразвуковой, магнитный, и создать инструмент, который сегодня называется внутритрубным "интеллектуальным" инспекционным снарядом (ВИС), непрерывно двигающимся внутри трубы вместе с движением нефти. Наличие мощного и небольшого по размерам встроенного компьютера с уникальными кристаллами процессора, созданными на основе огромного практического опыта отечественных нефтяников, развязало наконец руки конструкторам и технологам.
Переломным в становлении российской внутритрубной диагностики стал июнь 1989 года. Известная уфимская трагедия с сотнями человеческих жертв в результате разрыва продуктопровода ускорила принятие правительственной программы "Высоконадежный трубопроводный транспорт". В рамках программы, ставшей нынче межгосударственной, в городе Луховицы Московской области в 1991 году "Транснефть" создала центр технической диагностики "Диаскан". Он и приступил к обследованию системы магистральных нефтепроводов страны.
Необходимо было обобщить особенности строительства магистралей - ведь прокладывались тысячи, десятки тысяч километров трубопроводов в различных климатических зонах.
Коллективу "Диаскана" удалось успешно применить "техническое чудо", каким действительно является компьютерный ВИС, передвигаемый в трубе потоком перекачиваемого продукта на расстояние в 150 - 200 километров. ВИС легко проходит любые трубопроводы, включая и те, что проложены давно - 30-40 лет назад. Снаряд и его модификации, помимо всего, сделаны красиво, а точность измерения дефекта стенки или шва трубопровода доходит до 0,2 миллиметра.
Сегодня основные трудности преодолены, получены не имеющие аналогов за рубежом программные продукты, позволяющие обрабатывать десятки гигабайт полученных при диагностике данных, классифицировать по степени опасности найденные дефекты и рассчитывать рабочее давление в трубе с учетом накопившихся повреждений.
Можно с полным правом говорить о масштабном, государственном вкладе ученых, конструкторов, технологов и инженеров "Транснефти" в безопасность магистральных нефтепроводов страны. Создана система, позволяющая предотвращать аварии, гибель людей и окружающей среды. В эту систему входит и уникальная база данных по всем повреждениям на магистральных нефтепроводах протяженностью более 40 тысяч километров. Она позволяет восстанавливать на срок свыше 30 лет прочность трубы до проектного уровня и ремонтировать опасные дефекты без остановки перекачки продукта и без сварки трубопровода.
Для России, где самые протяженные в мире магистральные нефтепроводы, усиление их безопасности крайне необходимо. Применение внутритрубной диагностики уже сэкономило нашей стране, по самым скромным подсчетам, 734 миллиона долларов. Только за четыре года аварийность на магистральных нефтепроводах снижена в 4,5 раза.
Результаты работы центра технической диагностики получили высокую оценку на международных технологических конгрессах "Новые технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи", проводимых Академией технологических наук Российской Федерации. Полученные авторами уникальные результаты позволили мне и моим коллегам в Академии технологических наук расширить фронт работ по созданию будущих моделирующих систем раннего и сверхраннего прогнозирования состояния нефте- и газопроводов.
В заключение хотел бы привести слова ученого с мировым именем, президента Академии наук Украины Бориса Евгеньевича Патона. Он позвонил мне и очень тепло отозвался о Центре технической диагностики: "Не забудь сказать, что я все видел и подтверждаю: эта работа достойна..."
Мое мнение аналогичное: представленная на соискание Государственной премии работа Лисина Ю.В., Черняева К.В., Фокина М.Ф., Кочеткова Н.В., Котова В.В., Крючкова А.В., Майорова С.Н. и Тарасова Е.В. "Разработка научных основ и создание системы безопасной эксплуатации и продления срока службы магистральных нефтепроводов России" достойна Государственной премии Российской Федерации.