И понятно - он касается непосредственно сенаторов. Напомним: этот законопроект, в сущности, главный из трех предложенных президентом, предполагает, что Совет Федерации будет формироваться не из глав исполнительной и законодательной властей субъектов, а из их представителей. Таким образом, губернаторы и президенты национальных республик теряют свой прежний статус, а вместе с ним и парламентскую неприкосновенность.
На заседании верхней палаты в минувшую среду при обсуждении этого законопроекта разгорелась дискуссия. Началось все с порицания Александра Котенкова (представителя президента в Думе), который заявил на прошлой неделе, что после принятия законов, укрепляющих вертикаль власти, ряд губернаторов "сразу сядут" в тюрьму...Оскорбленные сенаторы требовали публичного покаяния Котенкова, говорили, что он "дискредитирует президента и государство", и проголосовали за то, чтобы дать "правовую оценку" его высказыванию. Сенаторы справедливо требовали конкретных фактов.
Генеральный прокурор Владимир Устинов, представлявший в этот день Совету Федерации на утверждение своих заместителей, дал такое разъяснение: "У меня нет материалов ни по 16 губернаторам, ни по 14, ни по одному, которые я мог бы представить". В общем, можно сказать, что Генпрокурор осудил заявление Котенкова о возможности уголовного преследования некоторых губернаторов. Однако сенаторы прекрасно понимают, что если сегодня на них материалов нет, то завтра могут и появиться...
Примечательно, что в эту полемику вступил и сам Александр Котенков, правда, заочно. Он не отказался от своих слов, но почему-то процитировал журналистам строки Михаила Лермонтова: "Есть и Божий суд, наперсники разврата..."
Между тем слухи о том, что где-то существует список региональных лидеров - то ли первых кандидатов на "отсидку", то ли просто оппозиционно настроенных и потому неблагонадежных, продолжают витать между Думой и сенатом.
Но вернемся к обсуждению законопроекта о верхней палате. Губернатор Алтайского края Александр Суриков напомнил коллегам, что существующее сегодня представительство глав исполнительной власти в законодательном органе нарушает принцип разделения властей. На это ему никто не возразил, но стали высказываться опасения, что реформирование Совета Федерации существенно ослабит парламент, что это "разрушительный" законопроект (Юрий Лодкин, губернатор Брянской области), что ослабление власти глав регионов ведет к тому, чтобы "сделать из руководителя субъекта Федерации завхоза" (Александр Руцкой), что "нынешнему президенту вообще не нужен Совет Федерации" (Владимир Федоткин, председатель Рязанской облдумы). Говорили даже о том, чтобы просить президента отозвать этот законопроект.
И все-таки взвешенное, разумное отношение возобладало: "не спешить с решением" (белгородский губернатор Евгений Савченко), "семь раз отмерить" (глава Краснодарского края Николай Кондратенко), "не надо суетиться" (Дмитрий Аяцков) и т.д. Итог подвел спикер Егор Строев: "Процесс не надо форсировать, чтобы не навредить тому хорошему, что у нас есть". Он заметил, что региональные лидеры не держатся за членство в Совете Федерации, но "решительно не хотят считать себя вне системы власти".
В итоге сенаторы приняли пакет поправок к законопроекту "О порядке формирования Совета Федерации" - о сроке полномочий, о назначении представителей регионов, о ротации, о статусе члена верхней палаты, а также предложили сохранить за главами субъектов РФ парламентский иммунитет. В обращении к президенту лидеры регионов просят его инициировать согласительную процедуру по работе над этим законопроектом. В тексте обращения Совета Федерации говорится также о том, что предлагаемый порядок формирования верхней палаты приведет к его ослаблению и отрицательно скажется и на качестве законодательной работы, и на конструктивном взаимодействии федеральных органов власти с властями субъектов РФ. В целом же сенаторы поддерживают усилия главы государства в реформировании властной вертикали и в укреплении единства законодательных основ государственной власти.
Об этом как раз и свидетельствует решение, принятое в среду Конституционным судом России. Суд признал, что ряд положений Конституции Республики Алтай противоречит Конституции РФ. И главное нарушение - "претензия на суверенитет", которого не может быть у субъекта согласно Основному Закону. В скором времени ожидаются подобные решения и по другим регионам, законодательства которых не согласуются с российской Конституцией. И вряд ли кто-то из региональных лидеров станет возражать против этого.