Как рассказал председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, для работников вредных производств пенсионные выплаты начинаются обычно на пять лет раньше. Однако это никак не учитывается при уплате их работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд.
«Наша позиция, которую неоднократно высказывал комитет, состоит в том, что необходимо вводить профессиональные пенсионные системы. И в первую очередь- для этих категорий. Чтобы работодатель платил дополнительный взнос за каждого работника, который вынужден будет уйти на пенсию досрочно. Такая система уже создана для летных экипажей гражданской авиации. И с этого года начала действовать в отношении шахтеров, угольщиков, имеющих подземный стаж», - сказал он в интервью «Российской газете».
Кроме этого, он напомнил, что сейчас действительно много говорят о профессиональной пенсии.
В развитых странах «профессиональная пенсия» это дополнительная система пенсионного страхования, которая наряду с государственной существует в ряде профессий.
«В нашей стране тема профессиональных пенсионных систем актуальна в связи с тем, что у нас треть работников из-за вредных и опасных условий труда уходит на пенсию досрочно. Женщины, как правило, в 50 лет, мужчины - в 55. Большинство их, впрочем, продолжают работать, получая зарплату от работодателя и пенсию от государства. Так делают, как известно, и многие другие российские пенсионеры. Но напоминаю, для работников вредных производств пенсионные выплаты начинаются обычно на пять лет раньше», - сказал он.
Но это не учитывается при уплате их работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд. И в итоге получается, что все налогоплательщики дотируют этого работодателя, обеспечивая его работникам досрочную пенсию за опасные и вредные условия труда.
«Но давайте посмотрим, что это за работодатели? Это владельцы химических, нефтегазовых, металлургических предприятий, строительных компаний, стекольного производства и тому подобные - отнюдь не бедные люди», - сказал Андрей Исаев.
По его мнению такая ситуация несправедлива и стимулирует работодателя на то, чтобы сохранять вредные и опасные условия труда.
Он напомнил, что еще в 2002 году был принят Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона, который касался профессиональных пенсионных систем.
Но взносы, которые согласно этому проекту предполагалось взимать, оказались для работодателей чрезмерными.
«Развернулась бурная дискуссия, и законопроект, что называется, завис. Отвечал за него почему-то не наш комитет, а комитет по финансовым рынкам. Это, видимо, было связано с тем, что в правительстве проект курировало министерство экономического развития. Естественно минэкономразвития без энтузиазма смотрит на этот закон, считая, что он создает дополнительное налогообложение бизнеса. Мы же убеждены, что такой закон принимать надо», - уточнил депутат.
В идеале, любое рабочее место должно пройти аттестацию и если аттестационная комиссия признает, что место не является вредным, тогда естественно за него никаких дополнительных взносов платить не нужно и работник будет уходить на пенсию своевременно. В аттестационную комиссию должны входить профсоюзы, представители государства и независимые эксперты.
