Главная Работа Люди 00:18 10 Сентября 2021 10327
Метеоролога обидеть может каждый

Заметки со съезда Общероссийского профсоюза авиаработников

Анатолий Журин
Метеостанция на Байкале. Синоптики работают, проявляя чудеса изворотливости. Фото: Serguei Fomine/Russian Look, globallookpress.com

Подмосковье, средняя полоса России, не говоря уж о юге, в этом сезоне буквально завалены яблоками. Фермеры и дачники не знают, что с урожаем делать, — тонны фруктов выбрасываются на свалки. Эх, взять бы это благоухающее изобилие, погрузить на «Антеи» и «Илы» и отправить в далекую Якутию, где цена за килограмм и сейчас доходит до 500 рублей! Размечтался... Увы, это невозможно, мы прикованы к земле. А что об этом думают северные авиаторы?

Чтобы долететь из Якутска до райцентра Черский и обратно, надо платить до 70 тысяч рублей. О затратах на полет в центр или на юг России местным жителям лучше не напоминать... Так что же, наша авиация и люди крылатой профессии сплошь превратились в рвачей? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Труда» отправился на проходивший на этой неделе в Москве съезд Общероссийского профсоюза авиаработников. А где еще посмотреть им в глаза? Скажу честно, вернулся после разговоров с тяжелым сердцем, ибо веяло безысходностью от речей. Приведу лишь фрагменты.

— Наш профсоюз, — делится с коллегами из других регионов Айсиэн Дегтярев, председатель Якутской организации, насчитывающий около 4 тысяч членов, — это пилоты, бортпроводники, сотрудники наземных служб, диспетчеры и метеорологи, работающие в аэропортах республики в тяжелейших условиях Крайнего Севера. Кстати, про «рвачей»: не получающие уже третий год индексации зарплаты, несмотря на постоянно взлетающие цены на коммунальные услуги, электричество, продукты, ГСМ и на ту же стоимость авиабилетов. Стареют кадры, списывается в утиль летающая техника середины прошлого века, ветшает аэродромное и аэровокзальное оборудование. Поэтому не стоит удивляться тому, что престиж профессии на наших северах неуклонно падает, отрасль в загоне. А ведь еще помнятся те времена, когда авиация скрашивала и обеспечивала жизнь северянам.

В подтверждение своих слов Дегтярев приводит документ — недавнее коллективное обращение на имя президента России работников ФКП «Аэропорты Севера». И вот что там говорится: «Отсутствие индексации, сокращение объемов субсидий Минфином, падение объемов авиационных перевозок привели к тому, что у предприятия отсутствуют средства на ремонт зданий и сооружений, обновление специализированной техники и оборудования. Так, щели здания аэровокзала филиала «Аэропорт Зырянка» запенивают монтажной пеной, взлетно-посадочную полосу (ВПП) филиала «Аэропорт Среднеколымск» после подтопления в результате повышения уровня воды в реке Колыме работники (в том числе и женщины) вынуждены сами расчищать от ледяных глыб. Здания и сооружения во всех филиалах требуют текущих ремонтов. Дефицит кадров вынуждает выполнять обязанности по совмещению различных служб не по профилю. Отсутствие специалистов приводит к неукомплектованности служб, что напрямую влияет на безопасность полетов...»

Особенно, по мнению Дегтярева, тяжелым стало положение метеорологов. Низкий уровень оплаты труда, особенно в арктических районах, вымывающий и без того скудный кадровый состав, ставит под угрозу саму систему прогнозирования. По этому поводу профсоюз авиаработников бил в колокола не однажды, направляя обращения в различные высокие инстанции, ставя в известность о бедственном положении сотрудников метеостанций Кремль, главу правительства, руководителей Минприроды и Минфина. Не помогло и обращение в Генпрокуратуру. Но разве зарплата в 12-15 тысяч рублей для высокопрофессиональных метеоспециалистов не издевательство? Исчезли и столь много значившие когда-то северные надбавки, ради которых сюда приезжали тысячи человек. На них, старшее поколение, до сих пор опирается местная экономика, а молодежь туда и калачом не заманишь.

Спрашиваю, какие ответы присылают авиаторам из высоких кабинетов.

— Да все под копирку, — сетует Дегтярев. — «Мы платим МРОТ, а значит, законодательства не нарушаем». А вы сами попробуйте жить на этот МРОТ... «Дополнительные бюджетные вливания? Где их брать — на перспективу не предусмотрены». Держатся пока испытанные патриоты профессии, люди старшего поколения. Правильно заметила на съезде председатель первичной организации УГМС из Мурманска, что выполнять возложенную на них работу местные синоптики могут лишь проявляя чудеса изворотливости. Сверху только и слышат: сколько вам дали денег — на них и вертитесь. А ведь люди работают в стрессовых условиях — на Крайнем Севере. Такое же положение и на Камчатке, и в Магаданской области.

Конечно, всех нас радуют красивые девушки, картинно рисующие на экранах ТВ погоду. Но ведь всю эту информацию поставляют им наблюдатели, работающие в неимоверно тяжелых условиях, в местах, куда порой не то что на вертолетах, на санях не добраться. А еще ведь денно и нощно дежурит и авиационная метеорология, напрямую обеспечивающая безопасность полетов. Без информации о погоде не взлетишь и не приземлишься.

Есть ли решение этой болезненной проблемы, над которой бьются и Росгидромет, и профсоюз авиаработников?

— Он на поверхности, — считает избранный съездом председатель профсоза Валерий Селитринников. — Пусть это звучит и не слишком дипломатично, но у нас нет другого выхода, как предложить руководителям министерств и ведомств, а заодно и законодателям пройти курсы обучения для того, чтобы элементарные вещи им стали понятны. Без этого, боюсь, разговор немого с глухим будет продолжаться...

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 3180
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...

Инженер XXI века в нефтегазовой отрасли - это человек, который соединяет механику, аналитику и IT

Олеся Глушкова
По словам инженера по обслуживанию нефтебурового оборудования Ахмадбека Матьякубова, его профессия становится «умнее»

В нефтегазовой отрасли сегодня происходит тихая революция. Цифровизация, автоматизация и ужесточение стандартов безопасности меняют привычные профессии быстрее, чем когда-либо. Роль инженера по обслуживанию бурового оборудования уже давно вышла...

Виталий Артёмов отстранён на время проверки

Фото: Сергей Фомин/globallookpress.com, сайт администрации Рязани

Мэр Рязани Виталий Артёмов отстранён от занимаемой должности на время проверки поданных им данных о доходах. Об этом сообщает пресс-служба городской думы. В сообщении сказано, что Артёмова отстранили от работы с четверга, 23 октября, до окончания...

По версии следствия, сотрудница могла получить выходное пособие в размере трёх месячных окладов

Изображение, Freepik

Следователи возбудили уголовное дело в отношении бывшего директора управления капительного строительства города Пыть-Яха (Ханты-Мансийский автономый округ) Ровенне Киркиной. Об этом сообщает новостное агентство Ura.ru. Киркину подозревают в...

Награду получила областная многопрофильная клиническая больница

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин наградил сотрудников Курской областной клинической больницы орденом Пирогова. Соответствующий указ обнародован в среду, 22 октября, на сайте официального опубликования правовых актов. «За заслуги в области...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?