В Малом театре состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые» по пьесе Александра Николаевича Островского на тему брошенных детей, расплачивающихся за грехи родителей. Это та рана, которая годами не заживает в сердце. Хорошо если ему повезет встретить человека, способного тебя понять. А если нет?
Следуя за драматургом-классиком, режиссер Владимир Бейлис дает зрителям надежду: в каждом человеке есть крупицы добра, не дающие ему скатиться в пропасть безысходности. Но почему же тогда при живых родителях количество беспризорных детей увеличивается? И даже усыновление чужого ребенка чревато конфликтами и обидами, от которых хочется бежать. Что и произошло с Гришей Незнамовым (актер Максим Путинцев), переходящего от одних приемных родителей к другим и в конце концов прозванного подзаборником. А ведь он талантливее многих других!
Да, тут театр и жизнь сплетены в один клубок. В этом заштатном «государстве» свои короли и королевы, шуты, комики и трагики, играющие не только на сцене. Горе тому, кто не обзавелся спонсорами, делающими дорогие подарки и продвигающими на главные роли. Актриса Коринкина в исполнении Полины Долинской - одна из тех, кто находится под покровительством хозяев города, и потому она вольна оскорблять и унижать любого, как ей вздумается. Да так ловко, с улыбкой, что никогда не подумаешь, что она способна ужалить. Не зря меценат Нил Стратоныч Дудукин, весельчак и балагур в исполнении Андрея Чубченко, предпочитает держать язык за зубами, изображая заботливого и верного друга. Да и ее постоянный партнер Миловзоров (актер Александр Вершинин), играющий героев-любовников, не перечит королеве интриги, охотно соглашаясь сделать из Гриши Незнамова козла отпущения.
Зря стараются: как бы тому ни было трудно, он не позволяет унижать себя. И дружить предпочитает с бескорыстным комиком Шмагой. Которого ни бедность не пугает, ни отсутствие зимнего пальто в холода. Было бы сердце горячее, и талант бы не покинул. Этакий вечный Дон Кихот русской сцены в изображении Владимира Дубровского.
Да и Кручинина в исполнении приглашенной из вахтанговского театра Лидии Вележевой чувствует в Незнамове родственную душу. Ее притягивают люди, обиженные судьбой. В них она видит драму собственной жизни, связанную с предательством любимого человека, осмелившегося вновь напомнить о себе, когда она стала известной актрисой, и вновь обманувшего ее. Она не догадывается, что Незнамов и есть ее сын, которого она считала умершим. Перед ней человек, испытавший много горя, не познавший материнской ласки, которому вход с парадного входа запрещен, и других ролей, кроме «кушать подано», ему не положено…
Во всем этом есть что-то от детектива, когда два человека, мать и сын, ходят по кругу, не замечая очевидного, отражаясь в разбитом зеркале. И только доставшийся ему от пропавшей матери медальон, в гневе брошенный Незнамовым в лицо «столичной штучки», подтверждает их кровное родство, оплаченное страданиями матери и сына.
Еще одно доказательство: на то она и классика, чтобы искать ответы на вечные вопросы и освещать дорогу в потемках.
А в Российском Академическом молодежном театре своя интересная премьера: спектакль для подростков «Гриша не свидетель» Александра Чеботарева по роману в стихах Насти Рябцевой.
Чужое слово «буллинг» сегодня, увы, прочно вошло в русский язык. Как и само это явление - травля детей детьми. Это теперь обыденная реальность. И новости о том, как кого-то из школьников одноклассники избили так, что потребовалась госпитализация, а при этом мучители еще и запечатлевали это на видео, регулярно появляются на информационных лентах. Откуда эта жестокость? В этом решили разобраться постановщики спектакля.
Детские души травмируются даже если ты не жертва, а лишь пассивный свидетель травли – как раз им и оказывается 14-летний Гриша в начале действия. Всего в постановке занято шесть молодых актеров – три пары. И слова главного героя распределены между ними едва ли не поровну - этим подчеркивается, что на месте Гриши может оказаться любой, независимо от пола, роста или имени. Трое мальчишек в классе постоянно дразнят девочку Аню (Дарья Затеева), которой герой сочувствует, но не решается вступиться за нее. В душе его копятся злость и стыд. А тут еще внезапно вспыхивает первое чувство, и подросток принимает трудное решение. Он произносит важные слова, показывающие его переход ко взрослению: «Короче, я устал быть одним из свидетелей. Хочу стать действующим, хочу стать действительным».
Гриша признается, что в его душе – зима, и на сцене тоже это время года: действие начинается незадолго до Нового года. Подростки играют в снежки на фоне созданных художником Алисой Школьниковой симпатичных макетов панельных домов, в которых так привлекательно светятся окна. Этот уют резко контрастирует с болью в душе и теле Гриши – хулиганы не прощают ему неожиданного бунта…
Немало произведений на подростковую тему грешат слащавыми поворотами сюжета, но этот спектакль – исключение. В нем так и ждешь, что жертвы травли объединятся и дадут мучителям достойный отпор. Однако самой девочке Ане, оказывается, не нужен ни сам Гриша, ни его поступок. И герой остается в абсолютном одиночестве.
А что же взрослые? Один из самых точных, отталкивающих и беспощадных образов в спектакле – классная руководительница в исполнении Дарьи Рощиной, с вечной улыбкой и привычкой ничего не видеть, ничего не слышать вокруг себя. Правда, у Гриши есть Папа (Антон Савватимов), доктор исторических наук, предпочитает политику невмешательства, хотя и цитирует сыну речь Астрид Линдгрен «Нет насилию!», произнесенную ею на вручении Премии Мира в далеком 1978 году. Зато мама (Александра Аронс) - человек решительный, она готова подраться на улице, если обижают бездомного. И именно ей предстоит вступить в бой за благополучие сына в классе с представителями школы и родителями юных агрессоров.
Спектакль оказывается удачной постановкой современного романа взросления. В финале герою уже 19 лет, и все вроде бы в его жизни сложилось удачно. Но мы ведь с вами знаем, так бывает не у всех. Поэтому в отношении каждого подростка окружающим так важно задаться вопросом, завершающим спектакль: «Гриша, ты там в порядке?».
P.S. Худрук РАМТа Алексей Бородин в этом году объявлен лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство». Официальная церемония вручения состоится в июне, а мы от всей души поздравляем Алексея Владимировича!
