Разработанный МПС РФ проект концепции структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает сохранение единства российских железных дорог и государственного контроля за их деятельностью. Все семнадцать отечественных магистралей войдут в состав компании "Российские железные дороги" и будут составлять единый транспортный комплекс. Сохранятся централизованная система управления перевозками и централизованная финансовая система отрасли. Государственный контроль станет осуществляться как Министерством путей сообщения (органом государственного управления в области транспортного комплекса), так и правительством РФ (учредителем компании "Российские железные дороги").
Предполагается, что все сто процентов акций этой компании будут находиться в государственной собственности без права продажи или иного отчуждения. Но именно этой компании передаются функции хозяйственного управления железными дорогами. Она получит в собственность имущество государственных предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта. Железные дороги войдут в ее состав на правах структурных подразделений - филиалов. Отделения железных дорог, в свою очередь, будут структурными подразделениями железных дорог и связывать их с линейными предприятиями, непосредственно обеспечивающими перевозку. В состав компании войдут также заводы по ремонту подвижного состава и путевой техники.
Специалисты полагают, что переход на более эффективную и современную акционерную форму управления железнодорожным транспортом при полном государственном контроле позволит существенно расширить возможности отрасли по привлечению инвестиционных ресурсов и использованию финансовых инструментов с целью модернизации технической базы магистралей. Предполагается довести уровень инвестиций в отрасль до 120 миллиардов рублей в год (в два раза больше, чем сейчас). К 2006 году такое кардинальное обновление средств транспорта позволит довести объем грузооборота на отечественных стальных магистралях до показателя 1800-2000 млрд. тонно-километров. Отправление грузов должно превысить 1500 миллионов тонн в год.
Тем самым будет выполнена основная цель реформ на железнодорожном транспорте - обеспечение возрастающих потребностей в объеме и качестве перевозок на основе обновления производственно-технической базы. Принципиально важно, что все это будет достигнуто во многом за счет повышения производительности труда, совершенствования технологии работы и эффективности управления. Производительность труда железнодорожников в результате реформ увеличится вдвое. Уровень заработной платы тружеников отрасли повысится при этом в 1,5-1,7 раза.
Устойчивая работа железных дорог важна для государства с точки зрения экономической безопасности страны. Учитывая огромную территорию России жизненно необходимо иметь запас пропускных способностей магистралей для переброски людских и материальных ресурсов в различные регионы.
Рост эффективности работы предприятий транспорта начнет способствовать снижению транспортных издержек потребителей услуг. Это принесет существенную экономию бюджету страны. С другой стороны, возрастут налоговые поступления в бюджет от железных дорог, поскольку повысится прибыльность их работы и упростится система налогообложения в отрасли. Также будут сокращены и упорядочены многочисленные льготы, которые установлены различными нормативными документами на железных дорогах для многочисленных групп пассажиров.
Наконец, более эффективно станет использоваться государственное имущество. Не секрет, что железные дороги - один из крупнейших собственников земли в стране. На балансе отрасли десятки тысяч зданий и сооружений. Через котировки акций появится возможность реальной оценки рыночной стоимости компании, объединившей железные дороги. Полный учет всей собственности отрасли позволит более эффективно ее использовать и в то же время не допустит ее расхищения.
Таким образом, перевод отечественного железнодорожного транспорта на рыночные рельсы должен принести существенную выгоду государству. Тем более что и сами рельсы будут государственными.