А любовь к это виду спорта у Ярослава Алексеевича начиналась с того, что он тонул три раза … в течение одного года!
В шестилетнем возрасте страстно желал научиться плавать. Первый раз попытался на Матвеевском заливе. Его вытащил из реки дежурный спасатель на лодочной станции. Песок изо рта вытряхнул, воду вылил, и Ярослав ожил. Но своих попыток не бросил. Старшие ребята проинструктировали: «Если хочешь сразу научиться плавать, надо, чтобы никто не спасал. Должна быть полная самостоятельность». Ярослав без спросу взял лодку и вёсла на лодочной станции, выгреб подальше от берега и нырнул. На его счастье, мимо проплывала четвёрка. Им показалось странным, что на середине Матвеевского залива безлюдная лодка, а канат с неё опущен в воду. Они вытащили мальчика уже из глубины.
В третий раз - на речке Ирпень у Дома творчества писателей. Дети убежали из пионерского лагеря, чтобы посмотреть на немецкие доты. Надо было перебраться на другую сторону реки. Старший из компании посадил Ярослава на плечи, но на середине реки свалился в воду. Товарищи сами толком плавать не умели. На счастье Ярослава, мимо проходил взрослый мужчина. Прыгнул в воду, вытащил бездыханного и умело откачал. И лишь тогда мальчик бросил самостоятельные попытки научиться держаться на воде.
«В семь лет я пошёл в ближайший к дому бассейн. – рассказал «Труду» Новицкий. - Но он принадлежал институту физкультуры, там было лишь четыре дорожки, и тренеры меня проигнорировали. В 12 лет я всё ещё не умел держаться на воде. В нашу школу пришли тренеры по плаванию, пригласили желающих. Я с радостью согласился – ради этого даже бросил лёгкую атлетику, где уже имел хорошие для своего возраста результаты в беге на 800 метров – меня оттуда не хотели отпускать. А родители были довольны, что я занялся спортом. Им было безразлично – плаванием или бегом. Главное, меня тренеры приобщили к дисциплине, отучили разговаривать матом, курить и пить. Наш район был неблагополучный. Старшие ребята смеха ради регулярно наливали мне вина, едва мне исполнилось четыре года.
Лишь в 13 лет пришёл в плавание, но через год стал чемпионом Киева и Украины в своем возрасте. Всего в юношеском и студенческом спорте завоевал более 300 медалей, в т. ч. на всесоюзных соревнованиях. В 17 лет выполнил норматив мастера спорта. Позже стал чемпионом Универсиады и призёром Спартакиады народов СССР».
С выбором вуза тоже получился казус. В школе по всем предметам у Ярослава были пятёрки, лишь с английским имел проблемы. А его отец был успешным деятелем литературы – народным поэтом нескольких республик СССР. Он объявил: «Я иностранных языков не знаю, и как слепой среди иностранцев. Сын выучит – будет мне помогать». При поступлении в университет на отделение переводчиков все предметы сдал на пятёрки, но по английскому натянули троечку. А к окончанию вуза Новицкий, кроме русского и украинского, в совершенстве владел польским, чешским, английским, французским. В чём секрет такого быстрого обучения?
«Главный рецепт – не лениться. – объясняет Ярослав Алексеевич. - Я сразу понял: вуз престижный, если за полгода не подтяну английский – меня выгонят. А мне этого уже не хотелось. Правда, в 22 года пришлось распрощаться с большим спортом. По окончанию института работал за границей, и для ежедневых тренировок в бассейне и регулярных соревнований не было возможности. Так что свои занятия плаванием три раза в неделю в течение 20 лет называл «купанием», также регулярно играл в футбол и теннис».
С 1970 года работал в представительстве Украины в ООН в Нью Йорке, потом перевёлся в МИД СССР на должность пресс-атташе. С 1989 по 1994 годы - пресс-атташе Министерства культуры РФ и Госконцерта. Кандидатуры большинства иностранных артистов для гастролей по нашей стране предлагались Новицким, а министр Николай Губенко их официально одобрял, и потом уже велись переговоры.


«Лучано Паваротти и Дэвид Гилмор – большие фанаты футбола. Новицкий их обоих водил на матчи чемпионата СССР в Лужники»
Ему довелось лично работать со многими итальянскими оперными и эстрадными певцами, британскими рок музыкантами. Хотя с некоторыми работал и раньше. Например, с Элтоном Джоном на его гастролях 1979 года по СССР. Сначала в качестве переводчика. Пресс-конференции с ним тогда не проводили, но Новицкий сидел за кулисами и синхронно переводил в концертном зале «Россия» всё, что британский музыкант говорил публике.
«Он удивил меня не только высочайшим мастерством, но и открытым общением с публикой, - не уходил от ответа ни на один вопрос и тогда, и потом в 1989 – я общался с ним в Москве как пресс-атташе. Через год я попал на его концерте Red Piano в Лас Вегасе. Там он удивил меня памятью. Когда мне удалось подойти к нему после выступления, он сразу признал во мне своего московского переводчика».
Элтон Джон был первой крупной рок-звездой, который согласился не только выступать в СССР, но и получать за это самый низкий гонорар в своей музыкальной карьере – 1000 долларов за концерт. Чем можно объяснить?
«Советской нищетой. – отвечает Новицкий. - Нашим музыкантам официально платили по 14 рублей. Он и потом другие звезды шоу-бизнеса хотели посмотреть на реальную ситуацию в СССР своими глазами. Уже по ходу гастролей они видели благодарный добрый народ, хотя и со своеобразными обычаями и нравами. Никто потом не жалел о приезде к нам. Простая публика принимала очень тепло и рукоплескала мастерству. А в 1987 я выполнял роль переводчика для Билли Джоэла, который приехал на гастроли с семьёй – его жена была известной фотомоделью. По его просьбе я их отвёз на Ваганьковское кладбище на могилу Высоцкого. Он сам признался: его самая знаменитая песня Honesty посвящена именно Высоцкому».
Конечно, корреспондент «Труда не мог удержаться от вопроса спортивному человеку: кто из знаменитых иностранных музыкантов проявлял интерес к спорту?
«Патриция Каас сама выразила желание в Москве сходить в бассейн «Чайка». Но почему-то раздумала плавать – наблюдала, как плаваю я. Челентано, Моранди, Пупо и другие итальянцы (кстати, все они прекрасно владели и английским) в 1980-х играли в футбол против наших артистов в Москве, потом в Милане. Аль Бано и Ромина Пауэр по приезду в Москве захотели на корт. Альбано играл со мной – его уровень хороший любительский. А по просьбе Лучано Паваротти и Дэвида Гилмора я возил его на матчи киевского «Динамо».
Бонни Тайлер проявила себя как рьяная футбольная болельщица. А приехала на гастроли с мужем Робертом Саливаном, который был чемпионом Европы по дзюдо. И я решил удивить её в ответ: привёл на концерт в «Олимпийском» Андрея Цупаченко, который как раз и проиграл Роберту в финале. Они впервые друг друга увидели не в кимоно, а в цивильной одежде. Для всех был большой, но приятный сюрприз. А в 1990 я способствовал приезду в СССР Мстислава Растроповича и Галины Вишневской».
«Бывший вратарь «Реала» Хулио Иглесиас попросил Новицкого привезти его кумира Льва Яшина на его концерт в Лужниках. Просьбы была исполнена. 1989 год»
В 1989 Ярослав Новицкий вернулся к интенсивным тренировкам в бассейне. А заодно стал одним из основателей в СССР движения Masters - ветеранского спорта. Одно другому даже помогало. С тех пор за 35 лет выиграл 402 международных соревнования в 64 странах. Завоевал 2642 медали – в других видах спорта нет таких достижений. Кроме спортивных, стал лауреатом правительственных наград в разных странах. Больше всего запомнилось, как в Бразилии награждали медалью Спорткомитета - вручал сам Пеле.
В 80 лет не прекращает ежедневных тренировок. Ближайшие соревнования у Ярослава Алексеевича: в мае чемпионат мира среди ветеранов на Тайване и в октябре Всемирные Ветеранские игры в США. Новицкий в 30-й раз постарается добыть «свои» девять медалей. В условиях изоляции нашего спорта Новицкому пришлось ехать в Баку за американской визой. Он пока единственный из российских ветеранов плавания, кому удалось её получить. Санкции осложняют жизнь не только профессиональным спортсменам, но и любителям.
Из зарубежных соперников наилучшие отношения сложились с Роуди Гейнсом. Он очень переживал, что не смог попасть в Москву в 1980-м, но потом стал многократным рекордсменом мира и трёхкратным чемпионом Игр 1984 года. Десять лет боролся с раком, в итоге победил. Сейчас в 65 лет успешно выступает в чемпионатах ветеранов и возглавляет федерацию Masters в США.
А какой заплыв запомнился больше всего?
«Единственный раз я соревновался на открытой воде в 2015 году в Казани. Стал бронзовым призёром на 3 км. Тот заплыв и стал самым экстремальным. По положению температура должна быть не ниже 23 градусов, но нас запустили на дистанцию при 17. А после первого буя уже забываешь о холоде. Но почему-то буи были белые, их я не заметил и поплыл не в ту сторону. Потерял три минуты, а победителю проиграл две - на финиш пришёл третьим. Готовлюсь плыть 3 км на открытой воде на чемпионате мира, и ещё пять дистанций в бассейне».
Сам Новицкий объясняет своё спортивное долголетие тем, что в молодости прошёл через десять лет ежедневных тренировок, дважды в день:
«Для меня напряженные нагрузки – как музыка. Плыву и пою! А что продолжаю завоёвывать медали – это главный для меня стимул к ежедневным занятиям в бассейне. Если бы показывал результаты хуже – вряд ли смог бы заставить себя много тренироваться».