Хотя на самом деле тема соблюдения стратегических интересов России в области топлива и энергетики весьма актуальна. Значение нефтегазового комплекса в экономическом и хозяйственном развитии страны было и остается чрезвычайно важным. За последние годы его роль еще больше возросла. Доля топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышленной продукции увеличилась за шесть лет с 24 процентов до 28,5. Предприятия ТЭКа в прошедшем году обеспечили почти половину всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Продукция ТЭКа в общем объеме экспорта составляет около 45 процентов, хотя на предприятиях комплекса занято лишь три процента от всех работающих в национальном хозяйстве России.
Но "оплот бюджета" на наших глазах хиреет, переживая тяжелые времена. Основные проблемы: неплатежи со стороны потребителей за топливо, за газ, острый дефицит инвестиций в условиях высокой изношенности действующего оборудования, резкое сокращение объемов геологоразведочных работ и ухудшение состояния сырьевой базы энергоресурсов. В нефтедобыче износ основных фондов сегодня составляет более 60 процентов, в нефтепереработке - 80. Дефицит средств нефтедобывающих предприятий ведет к росту числа простаивающих скважин: рентабельность падает - скважину останавливают. Уже около 50 процентов скважин по тем или иным причинам простаивают, хотя могли бы работать и давать продукцию. Но главное, с 1994 года прирост запасов нефти и газа не компенсирует их добычу.
Если не принять сегодня кардинальных экономических и технологических решений, следует ожидать дальнейшего снижения объемов добычи нефти. К чему это может привести? Во-первых, к свертыванию мощной налогооблагаемой базы. Во-вторых, к энергетическому кризису. Тем более что и у Газпрома далеко не лучшее положение. Отсутствие инвестиций уже сказывается на уровне добычи. Представим себе, что при выполнении обязательств по зарубежным поставкам газа внутренние потребности будут удовлетворены лишь на 50 - 60 процентов. Это для России катастрофа. На смену финансовому придет топливно-энергетический кризис с тяжелыми социально-экономическими последствиями. Если же в приоритетном порядке обеспечить газом спрос отечественных потребителей, то необходимо будет практически приостановить экспорт газа, и будет потеряно более 25 процентов валютных поступлений.
Дело усугубляется тем, что нефтяная отрасль начиная с 1993 года получала оборудование в рамках так называемых реабилитационных нефтяных займов - связанных кредитов, предоставленных зарубежными финансовыми организациями, и постепенно превратилась в крупнейшего заемщика финансовых средств как у внутренних кредиторов, так и у внешних.
Возродить топливно-энергетический комплекс, повысить эффективность его работы можно лишь при активном участии и поддержке государства: включив механизмы государственного регулирования, гибкого налогообложения, финансирования. Надо создать такие условия, при которых интерес налогоплательщика оборачивался бы пользой для государства. И ни в коем случае эти интересы - государства и предприятия - не противоречили бы друг другу.
Проблемы ТЭКа - это проблемы всего общества, проблемы безопасности страны. Нельзя не учитывать, что последний бюджет финансисты из правительства построили на весьма оптимистическом варианте развития событий и ожидаемых займах МВФ. В первую очередь это касается благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефти. Но, к сожалению, это явление имеет крайне неустойчивый характер.
Особенность нефтегазового сектора экономики любой страны, тем паче России, - его стратегический характер. В совокупности отраслей ТЭК образует энергетический базис современного общества. Каково состояние энергетического базиса страны, такой рост экономики он сможет обеспечить. Именно это обстоятельство побуждает правительства всех стран разрабатывать и реализовывать различные программы в этой области, а их содержанием варьируются степень участия и формы государственного регулирования. У нас сегодня 90 процентов нефти находится в частной собственности, при этом нет никаких серьезных стратегических программ и минимум государственного регулирования. Вместо рационального использования топливно-энергетических ресурсов - национального богатства страны - в некоторых компаниях идет беззастенчивое высасывание "живых" денег. И никаких забот о завтрашнем дне - на перспективу давно уже не работают, скважины закрываются, рабочие места сокращаются, зарплату не платят месяцами.
Громкие заявления наших "реформаторов" прошлых лет о саморегуляции рынка - это, как говорится, от лукавого. Государство должно быть не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса подъема экономики.
Говоря об условиях возрождения реального сектора, нельзя не признать, что большинство проблем экономического и криминального характера возникали и развиваются по сей день на почве правового несовершенства. Взяв курс на крупномасштабную приватизацию, государство не озаботилось правовой базой. Объявив о рыночных отношениях, по сей день путаемся в старых законодательных схемах, регулирующих правовые взаимоотношения административным путем. Уверен, что в государстве, особенно в период реформ, не может быть более актуальной задачи, чем создание хороших законов, основанных на простых правилах здравого смысла, на интересе государства и отдельных налогоплательщиков. Отсутствие законов - это откровенный деспотизм чиновников, коррупция и беспредел. Что мы сегодня и имеем.
Нет смысла перечислять все правовые прорехи топливно-энергетического комплекса - их множество, да и разговор слишком профессиональный. Остановлюсь лишь на ключевых моментах, над которыми нам придется работать в Госдуме. До осени планируем рассмотреть свыше 50 законопроектов, непосредственно затрагивающих ТЭК. Среди них такие, как Горный кодекс, "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами", "О плате за пользование участками недр", "О лицензировании пользования недрами", ряд законов по месторождениям, разработку которых можно вести на условиях раздела продукции. Предусматривается также внесение изменений и дополнений в большую группу действующих актов. Например, поправки к Закону "О недрах", касающиеся механизмов регулирования проблем с трудноизвлекаемыми запасами, малодебитными скважинами. За счет гибкого налогообложения или особого режима взимания платежей за недра.
Ясно, что все следующие геологические открытия будут связаны с регионами и месторождениями с трудным и дорогостоящим освоением. Недавно в Ханты-Мансийске отметили большое событие - за годы освоения месторождений в Среднем Приобье нефтяниками добыто семь миллиардов тонн нефти. Весомый рубеж! Но такого "нефтяного пиршества", как это было при освоении Западной Сибири, уже не видать. Значит, возрастает важность вопроса о максимально стимулирующем налогообложении при вводе новых месторождений, в первую очередь в неразвитых нефтедобывающих регионах, а также при разработке трудноизвлекаемых запасов, применении новых технологий и вводе в эксплуатацию неработающего фонда скважин.
Предстоит вернуться к законопроекту "О нефти и газе". Сегодня он предлагается как "Нефтегазовый кодекс" - законодательный свод, объединяющий все правовые акты, касающиеся ТЭКа, и увязывающий все противоречия в межзаконодательном пространстве. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант эффективного регулирования всех сторон производственной и финансовой деятельности нефтяных и газовых компаний, возможных разногласий между государственной и иными формами собственности.
Сегодня есть все основания надеяться на плодотворную работу в законотворческой области. В Государственную Думу пришло много профессиональных специалистов, хорошо разбирающихся в проблематике топливно-энергетического комплекса, мыслящих государственными категориями. Именно это и стало побудительным мотивом для создания межфракционного депутатского объединения с названием, как у спецвыпуска газеты "Труд" - "Энергия России". Цель и задачи - профессионально помочь депутатам в рассмотрении того или иного законопроекта, акцентировать их внимание на государственно значимых вопросах развития ТЭКа.