Главная Культура 00:01 15 Ноября 2024 5064
Александр Пантыкин: В этом бункере можно пересидеть любые катаклизмы

Разговор о том, как, и будучи дедушкой уральского рока, остаться интересным молодежи

Таша Невская
И 40 лет спустя лауреат «Золотой маски», «Музыкального сердца театра» и множества других фестивалей остается в душе свердловским рокером. Фото из личного архива

В московском театре «Русская песня» с аншлагом прошла всероссийская премьера музыкальной мистерии «Княгиня Ольга» в — уже второй постановки в рамках масштабного проекта «Золотые легенды России». Необычный жанр основан на сочетании поэзии, танца, динамических декораций и яркого вокала исполнителей, среди которых звезды самых известных российских рок-опер и мюзиклов. Но, конечно, главным «оружием» постановки стала музыка, написанная знаменитым композитором, лидером легендарной екатеринбургской группы «Урфин Джюс», лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» Александром Пантыкиным.

Сочинитель, которого заслуженно называют «дедушкой уральского рока», и после 40 лет творчества продолжает создавать новые произведения, даже жанры (например, лайт-оперу), которые с радостью подхватывают ведущие музыкальные сцены страны. После московской премьеры «Труд» поговорил с заслуженным деятелем искусств России о новых тенденциях в развитии музыкального театра, секретах творчества, самобытности уральского рока, ну и о футболе с шахматами мы с Александром Александровичем тоже не забыли.

— Прежде всего — с премьерой «Княгини Ольги» вас. К определению «лайт-опера» на титульном листе ваших «Мертвых душ», с успехом идущих во многих театрах страны, мы уже привыкли. А какой смысл вы вкладываете в слова «музыкальная мистерия»?

— Это музыкально-литературная композиция на историческую тему с этническими и языческими мелодиями, но в современном стиле. В постановке очень много церемониальности, обрядовости, характерных для периода на стыке язычества и христианства, когда жила княгиня Ольга. Назвать это мюзиклом — слишком банально. Ища всей командой адекватное определение, мы остановились на мистерии. Можно сказать, продолжили тенденцию, характерную для нового русского музыкального театра, осваивающего направление метамодерна: неоромантизм в сочетании с архаикой.

— Вы были среди первых зрителей спектакля. Каковы впечатления?

— Я доволен. Хотелось бы выделить автора либретто Елену Лемехову, которой удалось углубиться в эпоху становления Ольги как человека и государственного деятеля и создать очень атмосферные тексты. К ним никак не подходили ни привычные эстрадные мелодии, ни популярные фолк-мотивы. Пьеса и продиктовала мне погружение в русское музыкальное язычество — конечно, в том виде, в каком мы можем вообразить его себе из XXI века. Также отмечу режиссера постановки Ульяну Чеботарь и хореографа Ульяну Бачерникову, очень здорово уловивших музыкальную интонацию и воплотивших ее в симбиозе contemporary dance, балета и иных видов пластики, чтобы выпукло показать, например, танцевальные церемонии на празднике Ивана Купала или свадебные обряды. Плюс, конечно, индивидуальные роли, мастерски воплощённые такими замечательными мюзикловыми и театральными исполнителями, как Мария Биорк, Наталья Корецкая, Петр Таренков, которые владеют абсолютно разными вокальными манерами. Стильные костюмы молодого художника Пелагеи Шатровской, потрясающие аранжировки моего коллеги Алексея Сарычева — в целом получилось очень органичное завораживающее действо, близкое восприятию молодежи.

Постановка вполне соответствуют своему необычному жанровому определению «музыкальная мистерия». В роли Ольги — Мария Биорк (в центре). Фото Медиа-агентства GRAFFA

На которое мы делаем ставку и, например, в моем екатеринбургском «Живом театре». Да и драматические театры теперь все чаще прибегают к новым синкретичным форматам с их зрелищностью и экспрессивностью. Экзальтированная хореография в сочетании с яркими вокальными партиями в духе рок-стилистики — то, что сегодня вновь актуально, уж у нас на Урале с его рок- и танцевальными традициями точно. Кроме того, должна привлекать и сама история — жизненный путь одной из важнейших личностей периода становления Руси. Повествование о великой стране, которая веками живет любовью и верой. Именно так — «Любовь и вера» — называется финальная часть мистерии, которая несет очень мощное послание об единении людей в противостоянии злу.

— «Княгиню Ольгу» вы сочиняли в том самом екатеринбургском бункере, что приняли «в наследство» от маршала Жукова?

— Конечно, ведь там находится наша студия (бункер в центре Екатеринбурга построили для знаменитого военачальника в 1955 году в пору его руководства Уральским военным округом, а в начале 2000-х передали творческой команде Пантыкина — «Труд»). Как я часто шучу, под этими сводами можно пересидеть любые катаклизмы, не отвлекаясь от профессии... Да и Урал в целом — для меня такое место силы. Наверное, если бы я сочинял музыку к"Княгине Ольге" в Москве, она бы вышла другой. На Урале — удивительное, исконно русское сочетание человеческих качеств и душевной организации, которых нет больше нигде.

— Да, феномен свердловского рок-клуба очевидно связан с вибрациями уральской земли. А как сейчас обстоят дела со здешней рок-музыкой?

—С удовольствием слушаю некоторые молодые коллективы. Есть, например, такая екатеринбургская группа «М.А.Р.К.», основанная Андреем Марковским и Дмитрием Ермолиным, ребята играют достаточно жесткий русских рок в лучших традициях. В моем личном плейлисте есть песни группы «Ромарио». Правда, сам Роман Луговых давно живет в Москве, но это все равно типичный свердловский рок — по настроению, подаче. И, особо отмечу, по высокому качеству текстов, что на современной музыкальной сцене, к сожалению, редкость.

— А за творческой жизнью представителей старой школы следите?

— Не только слежу, сам в ней участвую. Недавно мы с «Урфином Джюсом» выступили на 60-летииВадима Самойлова. На сцене по сути собрался весь костяк свердловского рок-клуба. Я понял — то, что мы делали эти 40 лет, никуда не ушло, доставляет радость нам и нашей публике. Кстати, во время этих юбилейных концертов мы собрали огромное количество артефактов для «Музея свердловского рока», который открыли в помещении уже существующего в Екатеринбурге «Музея андеграунда». Договорились с его директором Павлом Негановыми постоянно пополняем экспозицию раритетами: саксофоном Алексея Могилевского, гитарой Владимира Шахрина, редкими плакатами от президента свердловского рок-клуба Николая Грахова...

За 40 лет Александр почти не изменился — если не зацикливаться на несущественном. Фото из личного архива

— Молодые голоса, музей старых... Но почему не появляется новых песен той же яркости, что «Скованные одной цепью», «Как на войне», «Аргентина-Ямайка», которые мгновенно облетали всю страну?

— Да тогда и афиши не были особо нужны — достаточно приклеить бумажку, что тогда-то в ДК концерт, и зрители уже бежали заполнять зал. В 81-м появились Питерский рок-клуб, Московская рок-лаборатория, прошел первый уральский рок-фестиваль на приз архитектурного института. Каждый новый магнитоальбом Майка Науменко, Виктора Цоя, «Аквариума», «Машины времени» распространялся подобно сарафанному радио, заслушивался до дыр. Кто-то под те песни женился, обретал профессию... Но через 40 лет та музыка заняла свою историческую нишу. Достойную, однако, конечно, не всеобъемлющую. Как поэтический сборник на книжной полке. Зато сегодня мы чествуем 95-летнюю Пахмутову. 98-летнего Зацепина. Делая это с полным основанием и абсолютно искренно. Хотя, между прочим, в моей среде в 80-е слушать их музыку было почти предательством: это же советская эстрада, которой мы себя противопоставляли!

История сгладила разрывы, теперь развиваются все направления. Но есть одна беда, характерная именно для сегодняшнего дня: тотальная коммерциализация. Для нынешних продюсеров музыка — прежде всего товар. Когда мы писали наши песни, никто не думал о коммерческом успехе. Моя группа «Урфин Джюс» в 80-е ни разу не попросила гонорар за концерт. А у большинства нынешних коллег, когда заговоришь с ними о цели, в каждом зрачке появляется по доллару. А то и по сто.

Новые песни молодых групп «Чайф» и «Наутилус помпилиус» мгновенно облетали страну. Фото из открытых источников

— Понятно, что главной составляющей успеха композитора является талант. Но есть, наверное, и бизнес-правила, особенно важные, если речь о популярной музыке, существующей в условиях рынка?

— Вы совершенно правы, и все это входит в понятие «профессионализм композитора». Ты должен владеть самыми разными жанрами: если, допустим, сегодня поступил заказ от музыкального театра, то завтра к тебе могут обратиться продюсеры фильма. Ну, и продавать созданное тоже надо уметь. Не последнюю роль играет бренд. Буду откровенен: слоган «дедушка уральского рока» придумал я сам. И считаю это удачей. Не все знают меня по имени, но скажешь про «дедушку» — и люди сразу понимают, о ком речь. Есть и много других приемов продвижения, тут места не хватит о них рассказывать — приезжайте на мои встречи с молодыми коллегами да хотя бы в рамках ежегодного всероссийского фестиваля «Музыкальное сердце театра». Кстати, как раз в эти дни, с 15 по 25 ноября, он проходит в Самаре...

— Выходит, вы знаете рецепт успеха без осечек?

— Ну что вы, в творчестве так не бывает. Но есть способы привлечь удачу. Например, я всегда пишу вариантно, то есть создаю несколько версий одной и той же композиции. И таким образом создаю конкурентную среду для себя самого и своих детищ. Когда они начинают друг с другом спорить, которое из них лучше передает замысел, рождается истина — та самая единственно верная мелодическая линия и выражаемая ею эмоция. Все художественно ценное рождается в муках, противостоянии и борьбе мотиваций.

— Музыка — это ваша работа. Остается ли время и желание слушать что-то просто для удовольствия? Вообще на что, кроме профессии, вас хватает? Смотрите ли телевизор? Можно там сегодня услышать хорошую музыку?

— Я слушаю много очень разной музыки — тут трудно поставить грань между работой и удовольствием. Например, готовясь к юбилею Вадима Самойлова, погрузился в воспитавшую нас рок-эпоху и переслушал очень много песен моей любимой группы Led Zeppelin — их концертные выступления, ранние альбомы. Это настоящая рок-энциклопедия! Что касается телевидения — смотрю французский телеканал Mezzo, посвященный классической музыке, опере, джазу и балету. Недавно с огромным удовольствием посмотрел оперу «Пассажирка» Вайнберга, послушал совершенно потрясающее исполнение «Ромео и Джульетты» Чайковского Амстердамским симфоническим оркестром. На том же Mezzo переслушал Джона Маклафлина с его замечательным гитарным трио. А еще я страстный любитель киномузыки.

— Знаю, что и страстный футбольный болельщик...

— Это тоже большая часть моей жизни. Не пропускаю ни одного матча команды «Урал». И сам играю в арт-футбол — это когда на поле выходят мои коллеги: музыканты, режиссёры, актеры. Буквально на днях в Москве на стадионе «Спартак» прошел очередной арт-турнир с моим участием, который традиционно организовал лидер группы «Зодчие» Юра Давыдов. Также имею первый разряд по шахматам, смотрю все большие турниры. Кстати, умение контролировать фигуры на доске немало помогает в выстраивании музыкальной партитуры.

Ну и как же без арт-футбола? Фото из личного архива

— Отлично, но все-таки где в ближайшее время можно будет увидеть и услышать вас в вашем главном деле, музыкальном?

— Приезжайте 28 ноября в Санкт-Петербург на фестиваль «Эклектика Шнитке». Недавно я познакомился с председателем тамошнего Союза композиторов Антоном Таноновым и был приглашен в заключительную программу: пианистка Мария Лебедева сыграет мой фортепианный концерт в трех частях Hey Jude, написанный по мотивам известной песни Beatles. Также думаю о приближающемся 10-летии нашего «Живого театра». За это время он стал значимым культурным центром притяжения, особенно для маленьких зрителей, у которых именно с него начинается погружение в волшебство театра. С3 по 8 декабря покажем 10 самых интересных, на мой взгляд, спектаклей, в том числе две премьеры. Пожалуй, это то, чем можно и нужно гордиться.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22927
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5473
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5352
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?