После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня, и это, несомненно, одна из главных удач прошедшего театрального сезона.
Создатель спектакля — в числе ведущих сегодняшних российских режиссеров. Совсем недавно он успешно поставил «Маскарад» в МХТ им. Чехова и «Бориса Годунова» в Театре Наций. Но, конечно, Шерешевский не забывает и про МТЮЗ, главным режиссером которого стал в декабре прошлого года (притом, что с 2015 года занимает такую же должность и в питерском Камерном театре Малыщицкого).
Название «Медовый месяц в «Кукольном доме» отсылает к знаменитой драме Генрика Ибсена, но это не обманет поклонников режиссера, любящего выступать также автором пьес под псевдонимом Семен Саксеев, писать при этом «поверх» классических сюжетов, размышляя, как они развивались бы сегодня (часто в это сюжетное сотворчество вовлекаются и актеры на репетициях). В отличие от норвежского драматурга, Шерешевского не интересуют ни феминизм, ни косные и ханжеские нравы общества. Его спектакль — о любви и нелюбви, застревании в иллюзиях и даже некой запрограммированности человечества на самоуничтожение. Недаром один из героев размышляет о том, что едва люди достигают технически такого уровня, чтобы общаться с внеземными цивилизациями, как тут же начинают губительные войны между собой.
Декорация (художник Надежда Лопардина) напоминает рождественскую открытку. На сцене — современный дом в стиле скандинавского минимализма, сквозь панорамные окна которого видна красивая гостиная. Рядом со зданием — мангал и украшенные новогодней гирляндой качели. Хозяева жилища — Илья и Полина Хелимские, кажется, чуть моложе сорока лет. Это милая и интеллигентная пара в одинаковых спортивных костюмах. Мужа недавно назначили директором банка, жена воспитывает двух детей-школьников, на праздники уехавших в зимний лагерь. К супругам часто заходит обаятельнейший сосед и друг, доктор Константин Ранк (Константин Ельчанинов). Создается впечатление, что Хелимские — редкие везунчики. Но в течение действия от него не остается и следа.
Из солидно выглядящего шкафа счастливой семейной жизни начинают сыпаться скелеты. Оказывается, Илья жену разлюбил, и возвращаться в свой уютный дом по вечерам ему не хочется. Но он считает себя обязанным Полине, оплатившей несколько лет назад мужу операцию по удалению опухоли. Скрывать свои чувства Илье нелегко, и он держится со своей второй половинкой ласково, но неестественно (это замечательно получается у играющего Хелимского Ильи Смирнова). А Полина, в свою очередь, не признается супругу, что для его спасения ей пришлось подделать документ, да еще и взять кредит, против которого был Илья. Она до сих пор тайком от него выплачивает долг, подрабатывая в интернете репетиторством. Про угасание чувств мужа женщина догадывается и с отчаянной одержимостью (актриса Полина Одинцова достоверно выдает высокий градус эмоций) стремится разжечь былую искру в отношениях.
Важными для сюжета являются две репродукции знаменитого американского художника ХХ века Эндрю Уайета. Одна из них украшает гостиную Хелимских и называется «Мир Кристины». На ней — девушка с парализованными ногами, ползком перебирающаяся через поле. Картина кажется метафорой состояния Полины, которая обездвижена морально — тем, что не может поделиться своим секретом с мужем, боясь его осуждения. Кроме любви, ею движет страх развода, из-за которого пострадают и чувства детей. Но что при таком положении дел может ожидать женщину впереди? Это показывает появляющееся во втором акте полотно «Брак», на котором два пожилых человека спят под одним одеялом, но при этом кажутся чужими друг другу.
Но подобное будущее Хелимским не суждено. Их тайны раскрываются, и на убийственное «Я тебя не люблю» от мужа Полина реагирует резко — бьет его по лицу. Ясно, что вместе они уже не останутся. Но, как и для героев Ибсена, для них это тоже спасение от лжи и заблуждений, хотя и очень тяжелое.
«Будет больно, давай подумаем об этом завтра», — слова пронзительно-лихой песни исполнительницы MORDVINOVA звучат в финале как главная тема спектакля. Расставаться с иллюзиями всегда нелегко, но только так можно выйти из тупика и вздохнуть наконец полной грудью.