За последние пять лет ситуация на московских дорогах изменилась к лучшему, отмечают эксперты. Этого удалось добиться благодаря комплексной программе по улучшению трафика, разработанной командой мэра Москвы Сергея Собянина.
«Мы решаем транспортный вопрос, — заявил градоначальник. — Со временем на дорогах будет свободнее. Да и сейчас транспортная ситуация в Москве в целом лучше, чем во многих европейских городах, где в сильные снегопады жизнь вообще замирает: транспорт не ходит, самолеты не летают». По результатам исследования компании TomTom, по показателю загруженности дорог город переместился с малопочетной первой позиции в рейтинге, которую он занимал в 2012-2013 годах, на четвертую по итогам 2014 года. Столица пропустила вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро.
Перенаправить транспортные потоки и тем самым разгрузить магистрали удалось за счет изменения парадигмы градостроительной политики, которая предполагает полицентричное развитие мегаполиса. Команда мэра Москвы в 2011 году кардинально изменила подходы к дальнейшему градостроительному развитию, а также определила приоритеты развития, которые в последующие несколько лет воплощает в жизнь.
Одним из таких приоритетных направлений стало дорожное строительство, темпы которого в столице выросли в 2,5 раза. Если в 2006-2010 годах было построено 168 км новых дорог, то в 2011-2015 годах — больше 400 км. Строятся также эстакады, тоннели и мосты, благодаря которым движение в столице становится упорядоченным и цивилизованным. За пять лет было возведено 114 таких объектов, в том числе 78 эстакад, причем треть из них построены в 2015 году.
Кроме того, была принята программа по ремонту асфальтобетонных покрытий. По словам Раиса Чигликова, первого заместителя руководителя го-учреждения «Автомобильные дороги», это приносит конкретные плоды. «Повсеместно используются новые технологии и в укладке асфальта, и в производстве асфальтобетонных смесей, в работе по нанесению дорожной разметки, — отмечает эксперт. — К примеру, пять лет назад холодным двухкомпонентным пластиком наносили только элементы дорожной разметки, а сегодня около 25% работ выполняется им». Вдобавок современные технологии позволили снизить количество брака во время проведения ремонтных работ почти в 10 раз. Как отметил Собянин, в 2013 году по гарантийному ремонту делалось около 1 млн квадратных метров асфальта, то есть фактически подрядчики переделывали свой брак — около 1 млн квадратных метров.
Однако, по мнению экспертов, для решения транспортной проблемы необходимо создавать условия, чтобы люди пересаживались с личных автомобилей на общественный транспорт. Поэтому наряду с расширением и обновлением вылетных магистралей акцент делается на развитие сети Московского метрополитена и строительство крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). «Иногда приходится прибегать к непопулярным мерам, но это ведет к улучшению качества жизни в городе, — считает Себеж Пеле, сотрудник администрации города Цване, ЮАР. — Строительство транспортно-пересадочных узлов позволяет перенаправлять потоки людей».
Бертран Лемуан, руководитель проекта «Большой Париж» (Франция), убежден, что транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) очень важны для развития города. «Как минимум по двум причинам: первая причина — это возможность быстро и комфортно пересесть с одного на другой вид транспорта. Это очень важно, особенно в крупных городах и мегаполисах. Второй плюс ТПУ — это формирование центров притяжения в зоне такого узла. Это ведь не просто павильон для автобуса или метро — здесь можно встретиться друзьям, выпить кофе, сделать покупки», — аргументирует он свою точку зрения.
Продолжаются работы по улучшению трафика в Новой Москве. Там за короткий срок уже реконструированы три автодороги, а также идут работы по проектированию первого участка ЦКАД, а в этом году на новую территорию пришло метро.