Маньяка поймали за орудие преступления
В феврале этого года петербургские добровольцы устроили облаву на человека, который нападал в метро на девушек и укалывал их различными предметами в шею. Леонид Армер, координатор добровольческой организации «Молодежная служба безопасности», был одним из тех, кто повалил на землю этого маньяка, получившего с легкой руки блогеров прозвище Рефлексотерапевт.
«Девушкам, которые пошли подавать заявления в милицию, стражи порядка ответили
«Мы не собирались задерживать его — просто хотели выследить, где он живет, но случилось так, что он неожиданно совершил очередное нападение буквально в двух метрах от нас», — объясняет свой поступок Леонид. Дальше события развивались как во второсортном детективе: в тот момент, когда добровольцы накинулись на хулигана, мимо проходил участковый, которому тут же и передали Рефлексотерапевта.
Воодушевленные успехом питерских коллег, за поиски собственного маньяка взялись москвичи. В Лосиноостровском и Ярославском районах столицы до сих пор орудует мужчина, с молотком нападающий на людей. Его жертвой стала как минимум одна женщина, скончавшаяся в больнице, еще четверым удалось выжить. Но здесь успеху активистов помешала их собственная ошибка. «Они развесили на каждом дереве портреты подозреваемого с предупреждением „Внимание! В нашем районе маньяк!“ и подняли большой шум», — указывает на просчеты «коллег» более опытный Армер.
Ведь в случае с Рефлексотерапевтом волонтеры поступили мудрее: они заблаговременно связались с местными СМИ и попросили не писать про маньяка, чтобы не спугнуть. «Было понятно, что вскоре его поймают: он действовал очень дерзко, к тому же в основном в районе центральных станций метро», — объясняет свое решение руководитель «Молодежной службы безопасности».
Впрочем, народному патрулю в Москве
На милицию перестали надеяться
Однако недостаток доверия милиции выразился не только в появлении добровольных бригад. По целому ряду сложных вопросов, которые, казалось бы, должна решать милиция, люди идут к добровольцам. Так, по словам Леонида Армера, информацию о наркоторговцах, педофилах, финансовых пирамидах, коррупции люди все чаще предпочитают не нести в милицию.
«Там жалобщики часто сталкиваются с равнодушием или же небезосновательно боятся, что тайна их личности будет нарушена», — рассказывает активист. Армер и его соратники за время существования службы уже познакомились со многими специалистами и связывают пострадавших с профессионалами, которые зарекомендовали себя как честные люди.
Обязанности милиции возлагают на свои плечи в основном студенты старших курсов. «Они попадают к нам, видят драйв и надолго остаются», — говорит Армер. Но есть среди добровольцев и бывшие оперативные сотрудники МВД, юристы и психологи.
На недостаток в милиции кадров, работающих на совесть, а не формально, сетует и полковник милиции в отставке, адвокат Евгений Черноусов. «Даже если полиция будет прекрасно работать, понадобится не менее десяти лет, чтобы люди по всей стране прониклись уважением к структуре», — рассказывает он
Подменяют ГАИшников
Однако один из самых необычных способов помощи милиции придумали в Курской области. В регионе действует народная дружина ГИБДД. Ею руководит Александр Писарев, который, по его словам, в обычной жизни далек от профессии дорожного инспектора. В последние зимние недели у дружинников были «каникулы» в связи с похолоданием и общим уменьшением числа автомобилей на дорогах. «Но с марта и до новых зимних холодов я и еще около 50 добровольных инспекторов вышли на дорогу», — рассказал
По его словам, добровольцы не имеют права останавливать машины и спрашивать документы: «Мы ездим с гаишниками и выступаем в качестве понятых, помогаем задерживать преступников». Народная дружина, члены которой не получают за свою деятельность материального вознаграждения, выходит на дороги Курской области один раз в неделю — в среду, когда, как подсчитали в ГИБДД, случается больше всего аварий.
«Смена начинается в 6 часов вечера и длится до полуночи, а бывают и ночные рейды», — говорит Писарев. Дружинникам ГИБДД в Курской области случалось задерживать и воров, и угонщиков автомобилей, и людей,
Страшно далеки они от народа
Сергей Никитин из правозащитной организации Amnesty International считает, что разрыв между обществом и милицией возник, потому что МВД — это прежде всего силовое ведомство, которое, пусть и невольно, но все же противопоставляет себя населению. Правозащитник рекомендует присмотреться к опыту Великобритании. «Там рядом с полицейским часто можно увидеть человека в штатском», — рассказывает Никитин. Структурированная работа с добровольцами, по мнению Никитина, помогает созданию эффективной агентурной сети среди населения, которая помогала бы раскрывать преступления. «Дружины сейчас — это абсолютная самодеятельность, но необходимо установить юридически их статус», — считает Никитин.
Начальник Управления информации и общественных связей МВД города Москвы Виктор Бирюков рассказал