Город, годами сотрясаемый сражениями преступных группировок, ждет перемен. Простые жители хорошо понимают, что от позиции новых владельцев во многом зависит и безопасность жизни населения. Крупнейшее предприятие области - это не просто источник заработка, но и структура, способная помочь местной власти и милиции в борьбе с криминалитетом.
Новые хозяева, освободившие КрАЗ от влияния Анатолия Быкова, который обвиняется в организации заказных убийств и отмывании криминальных денег, обещают восстановить в городе правопорядок и наладить нормальную жизнь.
О ситуации в Красноярске и, в частности, вокруг одного из крупнейших алюминиевых заводов России, написано немало. Достаточно лишь напомнить, что Анатолия Быкова - фактического владельца большинства крупнейших предприятий области, после предъявления ему весьма серьезных обвинений ожидает суд. Губернатор Александр Лебедь призывает жителей стряхнуть с себя влияние мафии. Позиция краевого Законодательного собрания, многие члены которого более чем лояльно относятся к Быкову, не совсем стыкуется с точкой зрения губернатора. Более того, судя по активной работе собрания над Законом "О правительстве Красноярского края", его реальные полномочия могут быть сильно урезаны.
Некоторые СМИ, в частности местный телеканал ТВК, связь которого с бывшим председателем совета директоров КрАЗа красноярцам известна, с критикой в адрес Быкова, разумеется, не согласны. Они стараются представить его человеком, который заботился о родных местах, очищая их от разнообразных воров в законе и чеченских бригад. Дело дошло до сравнений с Робин Гудом, хотя, судя по всему, новоявленный лесной брат переводил средства в оффшорные компании, а не раздавал беднякам. Разумеется, популярность Быкова - результат хорошо спланированной и удачно проведенной пропагандистской акции, которая привела его в местное Законодательное собрание. Правда, при этом почему-то очень редко упоминается о 80-процентном(!) износе оборудования на КрАЗе.
Новая администрация пришла на предприятие путем законной покупки значительной части акций. Она продолжает сотрудничество с наиболее способной и опытной частью прежнего управления, поскольку ее главная цель - успешное развитие завода, создание достойных условий существования всем работникам огромного коллектива. Но честный бизнес, добросовестно выплачивающий налоги в городской и федеральный бюджеты, не может сосуществовать с преступной сетью. Поэтому ему требуется прежде всего установление подлинной законности, основанной на принципах правового государства.
Много лет подряд все мы наблюдаем за ходом затяжных криминальных войн. Заказные убийства, "авторитеты", "крыши" и "наезды" давно стали обыденными понятиями. И даже начала вызревать идея о том, что "период первоначального накопления капитала", сопровождаемый стрельбой и взрывами, скоро закончится. Ибо бандиты, осознав бесперспективность самоистребления, проведут демаркационные линии между владениями и займутся легальным бизнесом. Но наивные надежды на подобное развитие событий опровергаются ежедневно и ежечасно. Поддерживающие эту концепцию забывают о тысячах погибших или покалеченных в результате передела сфер влияния. Так, известная в свое время в Красноярске банда, возглавлявшаяся Владимиром Татаренковым, неоднократно расправлялась со свидетелями собственных преступлений. Видимо, невинные жертвы также списаны на неизбежные в войне потери мирных граждан.
Ситуация "солдата без войны", когда человек, годами учившийся только воевать, оказывается невостребованным среди мирной жизни, к этому случаю не подходит. Если солдаты свою судьбу не выбирают, то с уголовниками все обстоит иначе. Ведь переход на легальное положение для них стал бы не просто крайне мучительным разрывом с привычным образом жизни, но катастрофическим изменением всей системы ценностей. Нередко в периоды затишья рядовые бандиты берутся за "подработки", обирая мелких торговцев или просто относительно неплохо зарабатывающих граждан.
Известна история про трех молодых людей, не постеснявшихся ежемесячно являться к торговцу за суммой, которая даже не покрывала им расходов на проезд. "Мы делаем это из принципа", - объясняли они. Привыкшие разрешать свои проблемы исключительно при помощи силы или подкупа, подобные люди вряд ли в одночасье начнут уважать Конституцию и Гражданский Кодекс. О справедливости подобного утверждения говорит, кстати, тот факт, что призывы Анатолия Быкова к легализации (безусловно, своего рода эффектный жест, призванный обновить декорации его бизнеса) красноярский криминалитет принял крайне неодобрительно.
В действительности, устранив конкурентов и получив контроль над ключевыми предприятиями края, преступники начинают подбираться к власти. А для этого требуется создание положительного имиджа среди местного населения. Деньги, полученные в результате финансовых махинаций и контроля над многочисленными коммерческими структурами области, направляются на покупку СМИ. Накануне выборов такой кандидат одаривает не привыкших к широким жестам со стороны власти горожан приютом для сирот или спортивной школой. Старушки, голосующие за него, вряд ли догадываются, что подарки, на которые пошли не уплаченные в областной бюджет средства, делаются фактически за их собственный счет.
Разумеется, забираясь все выше по социальной лестнице, преступник в многочисленных интервью будет бойко рассказывать о необходимости соблюдать законы и бескорыстной помощи простому народу. В это же время его головорезы не прекращают поборы на рынках и предприятиях, отстрел конкурентов и избиение непокорных членов всякого рода правлений.
Здесь уместно провести крайне грустные, но, к сожалению, не лишенные оснований, параллели с Колумбией. Там местная наркомафия, фактически заменившая в некоторых провинциях слабую центральную власть, сумела привлечь население на свою сторону. "Мы даем вам возможность зарабатывать на жизнь, - говорили простым людям главари Медельинского картеля. - Мы охраняем вас от чужаков и назойливых поборов правительства". И крестьяне взялись за оружие, чтобы защищать кокаиновые плантации. Результат их доверия - высочайший уровень детской смертности, нищета и неграмотность на подконтрольных мафии территориях. Ведь бандиты всегда будут заботиться только о собственных интересах.
Красноярск сейчас не просто один из крупнейших областных центров России. В определенном смысле он становится прототипом будущего развития страны. Один из следователей, ведущих дело Анатолия Быкова, заметил, что "в каждом регионе есть свой Быков".
Новые, законные владельцы КрАЗа олицетворяют возможность цивилизованного пути развития, ведущего к построению правового государства, в котором не будет места бандитским правилам. Ведь получив возможность осуществлять управление огромным заводом, группа "Сибирский алюминий" берет на себя моральные обязательства по защите работающих на нем людей и членов их семей от криминального беспредела.
В тех городах, где расположены предприятия этой компании, заводы тесно сотрудничают с местной администрацией в наведении и охране порядка. Так, успешно развивается программа помощи МВД в Саяногорске. Руководители компании прекрасно понимают, что благополучие края - не только экономическое, но и правовое - главное условие для честного бизнеса, кровно заинтересованного в искоренении преступных группировок и обладающего возможностями для достижения этой цели. Спокойное развитие экономики в рамках правового поля позволит достигнуть высокого и стабильного уровня жизни населения. Выбор остается за жителями Красноярска. И этот выбор очевиден: или ползучий криминальный переворот, грозящий в конце концов обнищанием и бесправием подавляющему большинству населения, или общество, построенное на соблюдении законов, обеспечивающих достойное человеческое существование, в создании которого может быть заинтересован только честный бизнес.