Один раз в пять лет во всех организациях Всероссийского общества глухих - от первичек до Центрального правления - проводятся выборы. С осени прошлого года началась новая кампания, механизм проведения которой был разработан центральным правлением в соответствии с уставом ВОГ. На все сигналы о нарушениях центральное правление (ЦП) реагировало оперативно, направляя на места своих представителей. В результате вносились коррективы в ход кампании в организациях Общества глухих в Смоленске, Кабардино-Балкарии, Амурской и Еврейской областях. Во все регионы были направлены представители ЦП, в Москву - вице-президент ВОГ, председатель Башкирской организации ВОГ Геннадий Шаталов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что предвыборная кампания в первичных организациях Московской городской организации ВОГ проведена с большими нарушениями, что и было подтверждено специальной комиссией. Ее выводы заставили президента ВОГ Виктора Смальцера издать распоряжение о переносе срока проведения московской конференции на месяц для устранения недостатков. Но председатель МГО ВОГ Владимир Базоев, избранный на этот пост еще в 1995 году, посчитал возможным проигнорировать распоряжение своего непосредственного руководителя и принял решение о проведении конференции в срок, первоначально определенный пленумом правления - 21 апреля. Своего председателя, естественно, поддержало большинство членов президиума МГО ВОГ.
Главным основанием для вынесения решения об отмене конференции Московского городского общества ВОГ стало то, что около 30 человек были избраны ее делегатами на собраниях в первичках с нарушениями устава - при отсутствии необходимого кворума. Даже сам В. Базоев, делегат от первичной организации совета ветеранов труда, был избран на собрании, где присутствовали всего 350 человек из 2195 членов.
Не вдаваясь в подробности других многочисленных упущений и ошибок, остановимся на одном вопиющем нарушении. Московская городская организация ВОГ - самая крупная из 73 региональных объединений Всероссийского общества глухих. Ее членами являются почти 9,5 тысячи человек (инвалидов по слуху), но в выдвижении делегатов приняли участие всего лишь около 4 тысяч человек, то есть менее 50 процентов москвичей - членов ВОГ. Таким образом, поспешность руководителя МГО ВОГ В. Базоева лишила законного права избирать и быть избранными 5700 членов ВОГ, хотя право это закреплено в статье 10 устава ВОГ. На это еще раз обратил внимание делегатов конференции вице-президент ВОГ Г. Шаталов, объявив с трибуны, что конференция будет незаконной, раз от выборов было отстранено более половины членов ВОГ, и предложил перенести ее, чтобы провести довыборы еще как минимум 100 делегатов. Обеспокоенность тем, что правом голоса не воспользовались более 5 тысяч человек, выразил и заместитель председателя Комитета соцзащиты Москвы А. Коновалов. Но лишь 9 из 102 делегатов разделили эту озабоченность и проголосовали против проведения конференции. Большинство почему-то не смутили факты ликвидации 43 первичных организаций МГО ВОГ и лишения права голоса 5 тысяч человек, проживающих в Москве.
Как оказалось, отказ председателя МГО ВОГ В. Базоева исполнять распоряжения вышестоящего руководителя - явление для него привычное. Не указ ему и устав ВОГ, выполнять требования которого обязаны все члены Всероссийского общества глухих. На основании устава строятся все взаимоотношения центрального правления и региональных организаций, а статья 17 предусматривает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Более того, пленум Центрального правления осуществляет от имени ВОГ права собственника имущества организации.
Казалось бы, нет ничего проще, как, руководствуясь уставом, осуществлять свою деятельность. Но председатель МГО ВОГ трактует его так, как выгодно лично ему. В его руках устав - что дышло, куда хочу - туда верчу. Иначе чем еще объяснить появление распоряжения N 25 от 12 октября 1999 года за подписью В. Базоева? В нем черным по белому написано:
"В связи с незаконными действиями руководства Центрального правления ВОГ приказываю:
1. Любые не принятые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом ВОГ приказы, распоряжения и постановления руководства ЦП ВОГ, не имеющие правовой экспертизы, не действуют в отношении Московской городской организации ВОГ.
2. В связи с незаконными действиями представителей ЦП ВОГ, имеющими место 11, 13 октября 1999 г. на территории служебных помещений, снять все признаки опечатывания помещений и металлических шкафов, заключить договор с охранным предприятием и впредь допускать в служебные помещения только лиц, имеющих пропуска, подписанные мною, сроком действия на один месяц".
Чем же вызвана столь необычная реакция председателя региональной организации, что он решил без своего высокого соизволения "не пущать" под своды помещений МОГ ВОГ даже представителей вышестоящей организации? Всего-навсего постановлением президиума ЦП ВОГ "О результатах дополнительной проверки финансово-хозяйственной деятельности МГО ВОГ за 1997-1998 гг.", в котором действия руководства Московского городского правления ВОГ признаны "как непрофессиональные и расточительные, не учитывающие насущные потребности крупнейшей региональной организации Всероссийского общества глухих". Видимо, перепутав причины со следствием, В. Базоев не считает нужным браться за устранение недостатков, а городит огород с "правовой экспертизой" и отгораживается забором в своей, как он, видимо, считает, личной вотчине от "посягательств" центрального правления ВОГ. И тут же, на конференции, клянется приложить все усилия к тому, чтобы наладить нормальные отношения с ЦП, если его изберут руководителем.
Интересная последовательность наблюдается в действиях В. Базоева: когда надо - отношения порчу, когда надо - налаживаю. Но по большому счету, он давно определился в своем отношении к руководству. На вопрос корреспондента газеты МГО ВОГ "Мир глухих", как будут строиться отношения с вышестоящей властью, В. Базоев ответил: "Согласно восточной поговорке - врага сделай своим другом". Ну а раз есть враг, значит, надо с ним бороться...
Опустим странности поведения В. Базоева. Обратимся к результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Московской организации.
Но сначала - небольшой исторический экскурс. В 1994 году центральное правление ВОГ поручило исполнение части выделенной министерством финансов по указу президента России "О мерах государственной поддержки деятельности общественных организаций инвалидов" квоты по уплате льготных таможенных платежей Московской городской организации ВОГ. Предусматривалось, что эти средства будут использованы для улучшения социальных условий инвалидов по слуху, проживающих в Москве, а также для развития инфраструктуры столичной организации ВОГ. В результате реализации таможенных льгот по внешнеэкономической деятельности за два последующих года МГО ВОГ получила 1 млн. долларов в виде депозитного вклада и 630 тыс. долларов в виде облигаций государственного валютного займа.
Августовский кризис 1998 года, конечно, ударил по средствам МГО ВОГ. В августе было приостановлено погашение ГКО на сумму 300 тыс. долларов. В октябре Мосбизнесбанк, в котором Московская городская организация имела валютный счет, снял со счета 300 тыс. долларов для своих внутренних нужд. Деньги не возвращены до сих пор, несмотря на обращение правления МГО ВОГ в арбитражный суд. Потери велики, но, по мнению центрального правления ВОГ, негативные последствия кризиса можно было избежать, обратись руководство МГО ВОГ своевременно в вышестоящие органы. А вот другие потери на кризис списать трудно.
Еще в 1996 году без каких-либо оснований и решения своего президиума МГО ВОГ передала Театру мимики и жеста ценные бумаги на сумму 200 тыс. долларов. Никаких отчетов об использовании этих средств нет. Оказывалась необоснованная финансовая помощь сторонним организациям. Так, Институту коррекционной педагогики РАО была перечислена сумма в 60 тыс. рублей, но документации о ее целевом назначении нет. Зато выяснилось, что именно в этом институте готовился к защите своей диссертации и защитил ее В. Базоев.
Если с научной деятельностью все у В. Базоева получается на "отлично", то с финансовой документацией полная неразбериха. Выезжая в загранкомандировки, Владимир Заурбекович пользуется кредитными карточками МГО ВОГ как своими. Именно эти и другие финансовые "финты" заставили президиум центрального правления ВОГ вынести постановление, побудившее В. Базоева на столь странные действия.
Этим же постановлением распорядителем кредитов МГО ВОГ назначили с правом первой подписи члена президиума МГО ВОГ И. Филиппову, с правом второй подписи - главного бухгалтера мосгорправления ВОГ О. Сахарову. Но не тут-то было. Через восемь дней после выхода постановления 13 октября Базоев издает распоряжение N 24 "О прогуле главного бухгалтера МГО ВОГ О. Сахаровой без уважительных причин" и увольняет ее по ст. 33 п.4 КЗоТ РФ.
Центральное правление, естественно, воспользовавшись своим законным правом, отметив в распоряжении председателя ВОГ, что "Базоев В. З. в нарушение устава общественной организации "Всероссийское общество глухих" отказался использовать решение вышестоящего органа - президиума ЦП ВОГ" и расценило его действия "как имеющие целью уничтожить следы финансовых нарушений, обнаруженных ЦКРК ВОГ". О. Сахаровой оказано содействие в восстановлении на рабочем месте.
...Очень хотелось бы согласиться с журналистом Виктором Паленным, подведшим итог выборов в МГО ВОГ в газете "Мир глухих": "На конференции москвичи проголосовали за то, чтобы оставить в этом гостеприимном доме прежнего хозяина". Но на поверку оказалось, что не все благополучно в этом доме и хозяин давно чувствует себя в нем господином, а не избранником, которому люди доверили защищать и отстаивать свои права.