Главная Работа Люди 17:15 17 Июля 2017 2416
К диплому прилагается гаечный ключ

Оказывается, российский автозавод может быть кузницей чемпионов

Анатолий Журин

На гонке Дакар-2007 случилась одна из самых страшных аварий в истории ралли. Чемпионская команда КамАЗа в туче пыли пошла на обгон джипа, и на скорости 120 километров в час грузовик налетел на придорожную груду камней. Машина перевернулась, от удара смяло каркас безопасности, кузов срезало, словно ножом. Из сплющенной кабины спасатели с трудом извлекли и передали санитарам пилота Чагина и механика Савостина. Штурман Якубов, несмотря на ушибы и перелом руки, от эвакуации наотрез отказался и на месте аварии ждал прибытия техпомощи. Гонку они, конечно, уже продолжать не могли, но местные аборигены оставленный без присмотра грузовик разобрали бы на части. А машина экипажу слишком дорого стоила.

Этот случай многое объясняет в судьбе Семена Якубова и команды «КамАЗ-мастер», которую он создал. Положа руку на сердце, наша страна не была центром мирового автомобилестроения, даже когда советские корабли бороздили космические просторы. А последние попытки создать то народный автомобиль, то правительственный кортеж дают только пищу для анекдотов. И в это же время экипажи грузовиков, собранных на автозаводе в Набережных Челнов, уже 14 (!) раз берут главные призы на самой изнурительной и самой престижной многодневной гонке. Как они вообще могут раз за разом заставлять глотать пыль пилотов грузовиков ведущих мировых брендов - всех этих IVECO, MAN, Scania, Mercedes-Benz?..

«Ралли – это состязание моторов и характеров, - отвечает Семен Семенович. - Наши люди всегда были сильны командным духом. Ну и КамАЗ, как видите, может обогнать любого. Особенно если получится машину как следует к гонке подготовить».

Машины к главным соревнованиям экипажи готовят фактически весь год. Усиливают подвеску и каркас, добавляют мощности двигателю, вносят конструктивные изменения в тормоза, ходовую и множество других узлов и деталей. По сути, работает настоящее КБ, где инженеры, слесари и испытатели в одном лице. «В состав команды мы принимаем только тех, кто приходит с дипломом в кармане и гаечным ключом в руке», - улыбается Якубов, но понятно, что он говорит всерьез.

Сам он сначала взялся за ключ. Вспоминает, как подростком допоздна пропадал в гараже строительной фирмы отца, где слесари ремонтировали трофейный студебеккер. После школы был Курганский машиностроительный институт, должность главного инженера автосборочного производства, начальника научно-технического центра КамАЗа. Там Якубов приобщился к заводской команде гонщиков на багги. Руководитель НТЦ не только технически помогал команде, но сам участвовал в соревнованиях и однажды на гонке в Подмосковье взял свой первый главный приз - новенькую «Лада-2011» цвета кофе с молоком.

И однажды генеральный директор КамАЗа, оценив спортивные амбиции подчиненного, предложил Якубову совместить приятное с полезным – создать команду и готовить грузовики специально для участия в больших гонках. Они готовили машины два года, и дебют тогда еще советских грузовиков на ралли Дакар-1991 произвел настоящий фурор: второе и третье места. Казалось, до первого места всего шаг, но спустя год все машины из-за поломок сошли с дистанции, не добравшись до финиша.

Чемпионами становятся те, кто делает правильные выводы из поражений. Анализируя провал, Якубов пришел к решению радикально изменить тактику. Если их соперники боролись каждый за себя, то он решил попытаться убедить пилотов КамАЗа, что важнее всего интересы команды.

«Гонка длинная, на разных этапах у всех случаются поломки, - говорит Якубов. – Как показывает практика, два экипажа с проблемой справляются гораздо быстрее. Кроме того, проще идти по трассе след в след, сменять и поддерживать друг за друга. Ну, а кому стартовать первым на последнем этапе, пусть решает жребий».

Благодаря этой тактике следующее ралли они с первого дня были в группе лидеров, а на последнем отрезке совершили рывок и обошли чешскую «Татру». Снова взяли второй и третий приз, пропустив вперед только экипаж итальянской командой «Перлини». Но уже было ясно, что второй подиум не случаен, команда на правильном пути и победы придут.

Так оно и случилось. Первый раз на Дакаре-1996, а в новом столетии команда из Набережных Челнов побеждает почти в каждой гонке. Абсолютным рекордсменом среди пилотов стал Владимир Чагин, семь раз бравший «золотого бедуина». Причем именно Якубов привел его в команду, приходил вместе с ним к первым победам в качестве штурмана, а затем передал ему и руководство командой.

Кстати, в чемпионских экипажах нет профессиональных гонщиков. Пилоты, штурманы, механики и обслуживающий персонал – практически все выходцы с КамАЗа, что называется, заводская косточка. Поначалу пробовали приглашать именитых спортсменов, но те на первых же этапах выводили машины из строя. «Но ралли, - говорит Якубов, - это не гладкий асфальт, где надо только нажимать на газ. На пересеченной местности скорость должна быть соразмерна преодолеваемым препятствиям. А кто лучше всех чувствует возможности машины? Да тот, кто ее перебрал собственными руками».

Скажем, руководитель команды Владимир Чагин как механик замечательно разбирался в технике, но до появления в команде участия ни в каких соревнованиях не принимал. А на Дакаре-2017 победил Эдуард Николаев, сын ведущего специалиста технического центра завода. Он еще после школы стучался в двери команды, но Якубов поставил условие: без диплома инженера тебя не примем. Институт Эдуард закончил, и сегодня уже имеет три «бедуина» в качестве штурмана и пилота.

Как известно, труднее всего бывает пройти испытание медными трубами. С большими победами появились люди, желавшие погреться в лучах славы или использовать ее в своих интересах. Супруга Ольга Якубова, дизайнер и разработчик атрибутики команды, вспоминала заманчивое предложение Бориса Березовского. Тогдашний секретарь Совбеза и теневой кардинал предлагал мужу возглавить строительство трассы Формулы- 1 в ближнем Подмосковье.

«Признаюсь, что я тогда обрадовалась, - вспоминает Ольга. – Как-никак столица, перспективы, покровительство таких больших людей… А он сказал, как отрезал: «Нельзя Антею отрываться от земли. Я человек заводской трубы и отсюда никуда не уйду».

А не опасается ли создатель команды, что сменившая его за рулем молодежь может забронзоветь?

«Ни в коем случае, - уверен Якубов. - Ребята понимают, что для их победы весь коллектив, не покладая рук, трудился целый год. Осознают, что продолжают славные традиции, которые обязаны умножать, и что вслед за ними, придут такие же, как и они жаждущие побед.

Заслуженный мастер спорта, лауреат Госпремии РФ Семен Якубов в канун семидесятилетия вывел свою формулу счастья. У каждого появившегося на свет человека, уверен он, своя предопределенность. И если ему удается в полной мере себя в ней реализовать – значит, он нашел свое счастье. Якубов счастлив, что ему в этом смысле повезло - своей главной победой он считает, стала та самая команда, равной которой на сегодня в мире нет.

В 2009 году команда «КамАЗ-Мастер» Семена Якубова выступила одним из организаторов ралли «Шелковый путь». На этот раз гонка традиционно стартовала в Москве, а финиширует в китайском Сиане, откуда в средние века начинался восточный торговый путь в Европу. В гонке грузовиков после восьмого этапа лидирует экипаж пилота из Набережных Челнов Дмитрия Сотникова.

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 4402
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...

Люди 00:30 / 19 Декабря 2025 2630
Лесничий Саша

Откуда берутся лесные красавицы, которые сегодня украшают наши дома

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

На прошлой неделе в Кремль привезли главную новогоднюю елку страны. Родом она из-под города Рузы Московской области, известно, что ей около 100 лет. Высота — 26 метров, размах ветвей — 11 метров,...

Люди 20:01 / 20 Декабря 2025 2017
Последняя колонка

Саратовские Деды Морозы озабочены поиском «внучек»

Труд
Фото: Gleb Kondrashov, globallookpress.com

Дед Мороз ищет Снегурочку. Говорит, для работы В саратовских социальных сетях появились объявления Дедов Морозов, которые срочно ищут Снегурочек. Не подумайте ничего плохого: девушки нужны для совместной работы. «Если ты любишь...

Журналистка родом из столицы Кубани, там она начинала свою профессиональную деятельность

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Главному редактору международного информационного агентства «Россия сегодня» и телеканала Russia Today Маргарите Симоньян присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». Об этом сообщил губернатор Краснодарского...

Эту должность он занимал с 2001 года

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Представитель правительства России в Конституционном суде Михаил Барщевский объявил в четверг, 18 декабря, что покидает должность. Об этом сообщает «Интерфакс». «Я перед вами выступаю в последней раз… Спасибо за это...

Как две Ольги - Любина и Творогова - создали бренд Tatiana Larina

Евгения Заболотских
Труд
Фотографии из архива создателей бренда Tatiana Larina

Ольги встречают меня в своем шоуруме на Большой Никитской. Обе москвички, маркетологи, но по характеру — как небо и земля. Любина — вдумчивая, сдержанная, Творогова — болтушка и хохотушка....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?