Главная Культура 01:39 17 Ноября 2011 3159
«Хороший рояль — как хороший коньяк!»
Композитор Евгений Крылатов — о своей жизни
Максим Володин

25 лет назад, в 1986 году, после выхода на экраны фильма «Гостья из будущего» в стране стала широко известна песня «Прекрасное далеко» в исполнении Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Помните чистые ангельские голоса и тенор девочки-солистки, выводящий: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…»? Музыку к этому псалму, чем-то похожему на «Аве, Мария», написал композитор Евгений Крылатов. Как сказал позже он сам, «это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».

Это он создал такие хиты, как «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Песенка о шпаге» («Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького:« — ее исполняет в фильме «Достояние республики» Андрей Миронов), музыку к трилогии «Трое из Простоквашино», а также мелодии к другим всенародно любимым фильмам и мультфильмам. Судьба самого Крылатова тоже похожа на известный киносюжет: в молодости приехал в Москву из-за Урала, добивался своего и в итоге стал знаменитым. Из семьи металлургов — в советские композиторы!

Слесарь и скрипка

— Как так вышло, Евгений Павлович, что вы, выходец из уральской рабочей семьи, стали композитором? Это случайность или чьи-то гены?

— Я родился под Пермью — там на металлургическом заводе дед работал сталеваром. Отец был слесарем, а потом — мастером на Мотовилихинском заводе. Мама в 15 лет пришла в город из деревни и стала заводской девчонкой. Вся моя родня — из рабочих, и только меня повернуло на путь творчества. Может быть, потому, что мама пела мне народные песни, а отец любил классику? Еще подростком, в 1924 году, он на первую получку купил себе скрипку и сам нашел преподавателя. Это в уральской-то глуши! До сих пор этот факт биографии отца приводит меня в трепет. А еще он неплохо играл на рояле и пел тенорком. Есть снимок: я сижу на стуле в матроске, а отец — за фортепиано. Он часто наигрывал «Чардаш» Монти.

— Очевидно, он был незаурядным человеком?

— Он был одаренной личностью и, может быть, поэтому несколько неадекватен в быту. У него были странности: например, он вел дневники на русском языке, но слова писал латинскими буквами. Почему, я так и не узнал. А еще он помнил дни рождения всех родственников до седьмого колена:

Мы жили в рабочем районе, удобства — на улице, до ближайшего колодца — 2 километра по непролазной грязи. В доме после войны было хоть шаром покати, но папа на последние деньги покупал пластинки — Шопена и Бетховена. Это были тяжелые виниловые диски, еще не долгоиграющие: если опера или симфония, то сразу на трех пластинках. Глядя на отца, я увлекся музыкой, слушал патефон, пробовал танцевать и не отходил от черной радиотарелки на стене. В 7 лет сам попросил у родителей, чтобы записали во Дворец пионеров учиться игре на фортепиано. А чтобы продолжать занятия дома (тогда еще у нас своего инструмента не было), вырезал из самоучителя схему клавиатуры и часами «играл» на ней в полной тишине. Тогда же начал сочинять первые музыкальные пьески.

— Что стало со скрипкой, которую купил отец?

— Это был редкий для тех мест инструмент немецкого мастера с резной головкой грифа в виде льва. Скрипка долго хранилась в доме, но однажды мой сын Павел случайно ее сломал: сел на диван — и прямо на скрипку! Ему было тогда 10 лет. До сих пор, вспоминая об этом, он расстраивается.

— Отец определил ваш музыкальный вкус и сыграл в вашей жизни ключевую роль. А мать?

— С мамой у нас была интуитивная связь, даже на расстоянии. Без нее я не смог бы выдержать первые годы в Москве. В 1968-м я перевез ее в столицу, а потом купил квартиру в том же Тушино. А спустя год на отдыхе в Крыму мне приснилось, что я нырнул, но оказался не в воде, а под землей, задыхался, пытался вырваться, всплывал — и все тщетно: Оказалось, что в ту ночь в Москве умерла мама. Это стало для меня тяжелым ударом... исчезло ощущение праздника жизни, беззаботности и легкомыслия. Мама умерла еще не старой — в 57 лет. Два года я не мог отойти от этого горя.

— Ваши родители были верующими?

— Мама крестила меня в раннем детстве, а потом приобщила к религии мою жену. Она, хоть и с оглядкой, ходила в церковь, а отец — нет, хотя по убеждениям он не был коммунистом и ненавидел советскую систему. Мама была очень верующей, знала молитвы, народные притчи, и я на этом вырос. И сейчас в моем доме на видном месте Библия и иконы — большинство из них подарили, кое-что я купил сам.

А вообще мой прадед по отцовской линии жил при церкви и пел на клиросе. Клирос — значит «крыло». А на Урале говорят «крылос». Вот отсюда и моя фамилия Крылатов.

Газеты на полу

— Вы приехали завоевывать столицу из Перми. Что для вас было труднее всего?

— Самое отчаянное время — после окончания Консерватории. У нас с женой не было прописки и жилья, мы обременяли знакомых, снимали углы. Когда родился сын, отдали его на три года моей маме. А вскоре вышел указ о расширении города Москвы, и я стал москвичом, но без жилплощади. Снова — частные квартиры, печное отопление, удобства на улице. К тому же мы ждали второго ребенка. В 1961 году я вступил в Союз композиторов. И произошло чудо: Тихон Хренников и Вано Мурадели помогли мне получить первую в моей жизни квартиру в столице. В 1965-м мы переехали в Тушино. Это был первый вздох облегчения: я перестал бояться милиции. А до этого чувствовал себя изгоем, все думал, донесут в участок. Поэтому когда мы с женой впервые вошли в новую квартиру, еще пустую, без мебели, то были потрясены. Постелили газету на пахнущий свежим лаком паркетный пол, легли на нее навзничь и долго так лежали, обнявшись.

Я очень поздно пробился. Много сил и времени ушло на выживание в Москве. Я лез, как росток из-под асфальта, но 10 лет ушли на борьбу. Первые успехи в музыке пришли в 36 лет — уже не мальчик: В 1968-м вышел мультик «Умка», за ним — «Дед Мороз и лето», в 71-72-м — фильмы «Достояние республики», «Ох уж эта Настя!» и «О любви». Я «попал в обойму» — получил признание у коллег-профессионалов.

— Как вы познакомились со своей женой?

— Это случилось в 1955-м в Московской консерватории. Я учился там вместе с Альфредом Шнитке и Алемдаром Карамановым (известным впоследствии симфонистом. — «Труд-7».). Это была дружная компания: Шнитке мы звали Альф, Караманова — Дарик или просто Дэ, композитора Эдуарда Лазарева — Эдл, а мне досталось прозвище Джиппи. Однажды я зашел к Дарику в общежитие, гляжу — в коридоре девушка. Спрашиваю: «Кто это?» — «Моя сестра Севиль». Этот факт — что у него, оказывается, есть сестра — меня поразил: я об этом ничего не знал!

— Было легко?

— Скорее наоборот. Я рано женился — в 23 года. Расписались мы на Рождество, 7 января 1957 года. А потом к нам пришли в гости Дарик и Альфред. Все прошло предельно скромно — мы были бедными студентами. А потом начались скитания по углам, безденежье, годы, ушедшие на выживание в Москве.

Ключи от рая

— У вашей жены красивое и редкое имя. Откуда оно?

— Севиль родилась в Крыму, она наполовину турчанка, как и ее брат Алемдар. Окончила юрфак МГУ, но не проработала по специальности ни дня. Ее отец, турок, был репрессирован в 1944-м и выслан в Казахстан. Эта строчка в анкете ставила крест на любых вариантах юридической карьеры. С тех пор как родилась дочь, жена не работает. Зато несет на своих плечах все заботы по дому.

— Это было ваше решение или ее? Можно было, наверное, найти работу, не связанную с юриспруденцией...

— Сначала это была жизненная необходимость: Севиль сидела с детьми, а я зарабатывал, исчезал на весь день, а ее оставлял на хозяйстве. Потом у нас на Тверской-Ямской началась творческая и «светская» жизнь. К нам приходили поэты, режиссеры, артисты. Все это легло на плечи жены.

— Какой путь по жизни выбрали ваши дети? Вы ими довольны?

— Самое главное, что они порядочные люди. Сын — киносценарист. Он отслужил в армии, работал таксистом, санитаром в больнице, потом поступил во ВГИК. По телевизору показывали фильмы по его сценариям — «Шуб-баба Люба», «Бабник», «Поворот ключа». Дочь Маша окончила Консерваторию, по профессии она музыковед. Маша собрала у себя дома большую библиотеку книг о религии, ездила в Израиль и к святым местам в Палестине. Как-то написала цикл сказок-притч на религиозную тематику. Я узнал об этом случайно и издал их отдельной книжкой под названием «Ключи от царства». Имеется в виду царство небесное.

Легенда «Артека»

— Творческая жизнь состоялась так, как вы хотели?

— Она прошла в основном в кинематографе. У меня были другие планы, но они пока не осуществились. Кино засасывает, оттуда страшно уйти, остановиться. Я писал музыку к фильмам — мультипликационным, художественным, документальным. Но я не только композитор-кинопесенник. Я сочинял и другую музыку, я автор одного, пусть и небольшого, детского балета. Он пять сезонов шел на сцене Большого театра.

— Рассказывают, что после одного из ваших концертов в «Артеке» вожатый дал детям письменное задание — ответить на вопрос: «За что вы любите мелодии Крылатова?» И один мальчик написал: «За стихи».

— Это правда. Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредст-венно.

— А как было написано «Прекрасное далеко»?

— Легко: сел за рояль да написал. И «Крылатые качели» тоже. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт. Хотя он человек странный и часто зря сам себя ругает. Мне долго пришлось доказывать, что он написал замечательные стихи «Крылатые качели». Он отпирался: «Это не мое. Мое — «Я с детства был послушным ребенком золотушным». И про «Прекрасное далеко»: «Там все — музыка». Я ему: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню!»

— Образ «Прекрасного далека» близок каждому человеку. Это «далеко» все-таки оказалось жестоким — по отношению к вам, стране, народу, тем же детям?

— Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее. Нельзя сказать, что в мире стало хуже, потому что в Америке взорвали два небоскреба, а у нас была война в Чечне. В 16 лет я не мог предполагать, что так сложится моя судьба. Я просто стремился к свету. И нашел его — в музыке.

«Крокодил» с клавишами

— Какой музыкальный инструмент вы предпочитаете?

— Я никогда не играл на балалайке, баяне, гитаре. Но очень люблю рояль. Не пианино, а именно рояль. В нем какая-то тайна, которой нет в других клавишных, и в электронных тоже. С детства общаюсь с роялем как с живым существом. В 14 лет в Перми получил в подарок от Управления культуры рояль-прямострунку — он был длинный, черный и похож на крокодила. На част-ных квартирах были только пианино из проката. А сейчас в моем кабинете «Аугуст Форстер». Хороший инструмент — как хороший коньяк.

— Но ведь вы же, кажется, не пьете.

— Уже больше 30 лет. Это было мое личное решение. Но и раньше старался не злоупотреблять, потому что боялся наследственности: за отцом такое водилось.

— И еще о творчестве. Забавно, когда читаешь: «записана кавер-версия «Прекрасного далека» или симпл «Лесного оленя». Как это вам? Вы сами-то эти термины понимаете?

— Я не переспрашиваю, чтобы не показаться невеждой. Говорю: ну да, кавер — значит, кавер. Может быть, от слова «каверза»? Но я горжусь тем, что ребятам, оказывается, нужны песни 70-х. Когда на рок-фестивале «Нашествие» хором пели «Лесного оленя», написанного в 1971-м, я, что называется, словил кайф.

Наше досье

Евгений Крылатов родился в 1934 году в городе Лысьва Пермской области. Автор музыки к более чем 140 художественным и мультипликационным фильмам. Работал с поэтами Беллой Ахмадулиной, Леонидом Дербеневым, Робертом Рождественским и другими. Лауреат Государственной премии СССР, премии имени Москвы, народный артист России.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23025
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5681
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5478
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5356
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?