Главная Культура 17:58 19 Октября 2021 3425
Музыка высоких энергий

Краски партитур Рашида Калимуллина воссоздал в Москве оркестр Центра Софии Губайдулиной

Сергей Бирюков
Рашид Калимуллин (в центре) и участники концерта. Фото из открытых источников

То, что нынешний московский авторский концерт Рашида Калимуллина – одного из самых известных татарских композиторов – состоялся не в Большом зале консерватории, как было три года назад на его 60-летнем юбилее, а в клубном пространстве Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», говорит, на мой взгляд, об универсальности адреса этой музыки. Ей одинаково естественно дышится и в знаменитых на весь мир академических стенах, и в аудитории, привычной к голосам молодых технократов, и во многих других обстоятельствах.

Творчество Калимуллина планетарно признано. Его партитуры звучат на площадках Европы и Америки, в эфире радио многих стран. Композитору в его лучших работах удается тот заветный симбиоз традиционного и современного, национального и всемирного, к которому стремятся многие авторы, но достигают единицы. Конечно, в том велика заслуга его педагогов в Казанской консерватории Бориса Трубина и Анатолия Луппова. Но ничего бы не было без природного таланта Рашида и его упорного труда, вылившегося во впечатляющий список сочинений – среди них опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 7 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром…

Четыре симфонические партитуры, которые включила программа октябрьского концерта, можно считать четырьмя доказательствами этой универсальной природы творчества Калимуллина. Например, сочинение, открывшее вечер – «Звуки леса» – написано в 2004 году после посещения композитором Гавайских островов и несет в себе отчетливые черты экзотики – таинственные звоны (цимбалы), манящие шорохи (струнные), а в какой-то момент – магический низкий голос, словно поет сама земля: это распространенный в Океании народный инструмент диджериду, нечто вроде гигантской флейты, игру на котором взял на себя сам сочинитель. Но как же естественно все эти интонации вливаются в слух – ведь в главном, в своей натуральности голоса всех лесов мира родственны, будь то подмосковная роща или сосновый бор в Зеленодольске – на малой родине Калимуллина.

После этой предельно свободной, импрессионистичной формы контрастом прозвучал классичный в своей трехчастной структура Скрипичный концерт (2014, солист Станислав Малышев). В интонационно-гармоническом языке произведения можно расслышать аллюзии и на восточную экзотику Римского-Корсакова, и на спектральную чистоту красок американского минималиста Филипа Гласса, но все это спаяно той искренностью подачи, за которой угадывается душа Калимуллина, находящая эмоциональное выражение в романтическом драматизме первой части, песенном разливе второй, рокочущей энергии финала.

Станислав Малышев и Камерный оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой играют Скрипичный концерт Рашида Калимуллина. Фото автора

Сюита «Симфонические танцы», помимо того что это отличная музыка, еще и свидетельство творческой неуемности Рашида. Композитору не терпелось, пока уже сочиненный балет «Белый лебедь» наконец дойдет до премьеры (она – на днях, 29 октября в Марийском театре оперы и балета), и он четыре года назад написал по этому музыкальному материалу самостоятельную симфоническую партитуру. С тех пор это одна из самых репертуарных вещей Калимуллина, из которой мы на этот раз услышали трогательную «Балладу», развивающую традицию лирического вальса (как виртуозен Рашид в многократной оркестровой «перекраске» основной темы!), и картинную «Битву» с ее погромыхивающими литаврами, кличами медных инструментов и агрессивной токкатой струнных.

Но, безусловно, вне конкуренции по симпатиям исполнителей (и, соответственно, публики) – цикл «Симфонические фрески», написанный еще в 2005 году, а в истоке имеющий еще более раннюю (1989) оперу «Крик кукушки» на татарский историко-философский сюжет. Мы опять-таки услышали лишь фрагменты, однако и они впечатлили панорамным масштабом – лирико-пейзажным соло фагота, печальной песней-причитанием скрипок, неожиданной каденцией цимбал: словно бы сказитель берет эмоциональную паузу, чтобы с новыми силами продолжить драматичное повествование, в которое многократно возвращается тревожный рефрен скачки-сражения.

Уже этих партитур хватило бы, чтобы впечатляюще представить Калимуллина публике самых разных вкусов, но он приоткрыл для москвичей и ту область своего творчества, что связана с самым популярным из жанров – песней. Впрочем, резкого контраста не было, ведь и симфонические партитуры композитора насыщены мелодиями, которые прекрасно легли бы на человеческий голос. И несколько песен в исполнении известных в Татарстане вокалистов – сопрано Алины Шарипжановой и тенора Айдара Сулейманова – прозвучали естественными и желанными интерлюдиями в многокрасочной оркестровой ткани программы. Особенно запомнилась – наверное, не случайно Рашид поставил ее в заключение – чудесная мелодия «Когда же встретимся мы». Тем более удивила своим рассказом общавшаяся в этот вечер с публикой телерадиоведущая Самира Латып: оказывается, в свое время худсовет республиканского радио не принял эту вещь, но ее поддержал народный артист Татарстана Хайдар Бигичев, в чьем исполнении она обрела такую популярность, что по сути стала народной.

Алина Шарипжанова и Айдар Сулейманов внесли в программу лирические вокальные краски. Фото автора

Поддержка исполнителей – еще один источник силы, питающий музыку Калимуллина. За все те партитуры, о которых шла речь в этой заметке, и за многие другие работы композитора буквально хватались самые разные коллективы – от Госоркестра Татарстана еще в пору руководства им Фуата Мансурова до Российского национального под управлением Михаила Плетнева. А нынче Рашид Фагимович приехал в Москву, можно сказать, со своим детищем – камерным оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной, основанного им два десятилетия назад в Казани. И хотя коллектив формально относится к типу малого симфонического оркестра, по многокрасочности и цельности звука он вполне сравним с большими оркестровыми ансамблями. А играть может, как рассказала мне его бессменный художественный руководитель и главный дирижер Анна Гулишамбарова (кстати, ученица Фуата Мансурова), любой репертуар от барокко и венской классики до симфонизма ХХ века и даже рока. Например, совсем скоро, 24 октября, в день 90-летия Софии Губайдулиной, музыканты исполнят два премьерных, специально для них написанных сочинения Софии Асгатовны: «Лиру Орфея» и Warum, дополнив программу уже игранным Impromtu. Правда, пока не просматривается случая повторить этот эксклюзив в Москве и других городах. Но тут понадеемся, что сработает еще один талант Рашида Калимуллина – организаторский, который он уже много лет успешно реализует на постах председателя Союзов композиторов России и Татарстана. Ждем новых приездов оркестра Центра Губайдулиной – как и других прекрасных исполнителей одной из самых музыкальных республик России.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22934
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5475
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5353
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?