Пятиэтажное чудо возникло за два года на пустом месте, на непроходимом болоте. В эту питерскую топь вколотили 60 тысяч километров свай и 18 февраля 1999 года приступили в голом и скучном поле к строительству каркаса основного здания. Дворец сразу же дал работу и шанс достойно выстоять в этой тяжелой жизни 700 строителям. Сейчас их, вкалывающих на завершении стройки в три смены, уже 1300. И, как утверждает генеральный директор дворца Сергей Изотов, каждый строитель обеспечивает занятость еще пяти рабочих, поставляющих и изготовляющих самые разнообразные материалы для строительства и эксплуатации дворца. Неплохо для нашего измученного безработицей времени: из каждой сотни рабочих 95 - россияне. Перед началом стройки пережили августовский дефолт, затем всяческие политические катаклизмы, выборы... И все-таки успели.
Чем больше всего поразил дворец, кроме той скорости, с которой он был возведен? Голубыми, совсем не пластиковыми, а мягкими креслами - сидеть в них комфортно. Он велик и огромен, этот ледовый великан, но здесь не ощущаешь себя песчинкой в безбрежном море, есть чувство простора: несущие конструкции легки, они как бы парят в воздухе. С любой точки открывается свободный обзор, неудобных мест нет. И, конечно, впечатляет проекционное демонстрационное табло. На четырех экранах размерами по 12 квадратных метров по ходу игр покажут самые интересные эпизоды матчей, появится статистическая информация о голах, штрафном времени и прочем, прочем...
Изотов уверяет, что такое табло в мире пока еще единственное и аналоги, возможно, появятся лет через пять-шесть, не раньше. И акустика здесь, по словам гендиректора, великолепная. Тут будут не только играть в хоккей, но и cлушать звезд эстрады и оперы. Первый концерт певца Гарри Мура - уже 18 мая. Ведутся переговоры с Паваротти, Стингом и Каас, уже дала согласие "восходящая" Земфира... Предполагается, что "звезд" первой величины будет 20-25 в год. Словом, по оптимистическим оценкам, даже в этом сезоне дворец сможет радовать зрителей - не болельщиков - дней 90. Решено не устраивать споры на вечную тему, для кого же построена громадина - для спортсменов или для музыкантов. Для зрителей - вот это уж точно. Трибуны - телескопические, убираются без всякого напряга. И потому арену можно использовать едва ли не для всех видов спорта: от легкой атлетики до мотобайка и конкура. Если установить в зале ринг, то поместится 14,5 тысячи зрителей, концерт какого-нибудь Стинга примет 13,5 тысячи.
Ну и лед тоже - предмет особой гордости. Здесь использованы специальные фильтры, превратившие невскую водичку в прекрасно уложенное, ровнейшее ледовое покрытие. Лед уже опробовала местная ребятня. На два сеанса катания неожиданно пришли 400 ребятишек. Недорого, рядом с домом, а кому и не совсем близко, так всего в двухстах метрах от станции метро и в четверти часа езды от центра. Вообще планируют превратить дворец в сооружение, нужное для многих жителей этого 400-тысячного спального питерского района. Но только никаких казино, вещевых барахолок и дорогих ресторанов. В помещениях устроятся спортивные залы для физкультурников, недорогие закусочные, а на катке регулярно и за небольшую плату будут кататься все желающие.
Предвидим неизбежные вопросы. А если бы эти деньги да на что-нибудь иное, более насущное? Но ведь такие сомнения звучали во все времена. И согласись мы с ними, не было бы ни Московской Олимпиады-80, ни Первых Всемирных юношеских игр, да много чего еще бы не было. Можно вообще скучно и нудно прозябать, не приглашая к себе ни мировые чемпионаты, ни всепланетных знаменитостей. А можно построить дворец, который останется с нами на десятилетия. Окупится он через четыре года. И чемпионат этот проведем достойно.
Мы бродили по огромному дворцу под стук молотков. Идут отделочные работы. Рядом при входе - грязища и слякоть. Как же тут без векового российского: все доделывается и вычищается за сутки, за час до самого начала. Изотов уверяет нас, что все успеют убрать еще 21-го, а 26 апреля здесь сыграют товарищеский матч хоккейные сборные России и Канады.