«Роснефть» гарантирует — на своих заправках по всей стране — бензин и дизтопливо одинаково высокого качества. За этим следят девять мобильных лабораторий контроля качества нефтепродуктов.
Уже давно не секрет, что качественный бензин — один из залогов долговечности автомобиля. Зачастую, заправляя его на удаленной от больших городов трассе, мы рискуем испортить свечи, забить отложениями камеры сгорания, сократить ресурс поршневой группы, а если двигатель с турбонагнетателем, то пострадать может и эта хрупкая и весьма дорогостоящая деталь. Вот и выходит, что лучше не рисковать и заправляться там, где за нефтепродуктом непрерывно осуществляют контроль и его качество гарантируют. Так, крупнейшая нефтяная компания «Роснефть» затрачивает на систему контроля качества огромные силы и средства.
Для начала два слова о бензине. Для его получения нефть нагревают в ректификационной колонне, где происходит разделение на фракции: газойли, бензиновые фракции, керосины, дизель и мазут. Получившийся при этом бензин, так называемый прямогонный, имеет октановое число около 60. На больших и «честных» нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) путем применения современных технологических процессов — риформинга, каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования и так далее — из прямогонного бензина получают моторное топливо с октановым числом 92, 95 и 98, определенным по исследовательскому методу.
Однако такая переработка бензина стоит немалых средств в денежном эквиваленте, и позволить ее себе могут только серьезные НПЗ. Процесс требует реакторов весом десятки тысяч тонн каждый, платиносодержащих катализаторов, полной компьютеризации процесса и несколько сотен задействованных специалистов.
Теперь заметим, что сегодня в нашей стране, по различным данным, работает от 120 до 280 неофициальных, малых НПЗ, так называемых самоваров. Никаких крекингов с риформингами у «самоваров» нет, но денег очень хочется. Поэтому они берут сырую нефть (нередко украденную из нефтепровода посредством врезки) и, отстаивая ее в ректификационной колонне, получают из нее прямогонный бензин. Затем повышают его октановое число посредством присадок или, как еще говорят в народе, бодяжат.
Существует два наиболее известных метода подобных махинаций: первый — добавление тетраэтилсвинца (ТЭС), второй — добавление металлосодержащих присадок — ферроценов. В первом случае страдает в основном экология (ТЭС запрещены во всем мире уже лет 15), во втором — в основном свечи и двигатель. Однако двигатель страдает в обоих случаях еще и потому, что прямогонный бензин отличается от гостированного высокооктанового не только степенью устойчивости к детонации, но и химическим составом. В правильном случае, когда бензин приходит к нам с фирменного НПЗ, он проходит несколько процедур очистки, в том числе из него удаляют серу, нафталины, ацетоны и прочие природные примеси.
Тем не менее при всех минусах для потребителя низкокачественный неочищенный бензин имеет большой плюс для владельцев АЗС — он значительно дешевле заводского. В Москве или Санкт-Петербурге такого нефтепродукта в последние пять лет не встретишь, а вот на автомобильных трассах... По словам Виктора Черничкина из Росстандарта, в ходе проверок на АЗС за 2011 год нарушения были обнаружены в 45% случаев, а за 2012 год — в 30% случаев. И это несмотря на то, что Росстандарт предупреждает АЗС о своих проверках за месяц. Не пугает любителей легкой наживы и увеличение штрафа за нарушение техрегламента в 15 раз, до 1 млн рублей. Если же полагаться на мнение независимых экспертов и блогеров, то на АЗС нашей страны в общем и целом — до 20%, то есть до одной пятой всего бензина — ненадлежащего качества.
Что же делать, если нужно на хорошем автомобиле, мотор которого жалко портить плохим топливом, пересечь страну, а то и пересекать ее постоянно? Этим вопросом озадачились в гос-корпорации «Роснефть». Ведь недостаточно построить свои заправки в разных уголках страны — необходимо еще и гарантировать там качество бензина. Всем же понятно, что на заправках работают люди, а значит, имеет место человеческий фактор.
Чтобы наверняка гарантировать своим клиентам хороший бензин, «Роснефть» организовала постоянный мониторинг качества на своих заправках с 2011 года, а теперь и всех заправок объединенной компании (вместе с ТНК). Сегодня девять мобильных лабораторий курируют заправки «Роснефти» в Московском, Смоленском, Липецком, Воронежском и Краснодарском регионах. Конечно, основное внимание они сосредотачивают на АЗС вдоль федеральных дорог, в крупных областных центрах и на территории проведения зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».
В месяц мобильная лаборатория проверяет до 40 АЗС/АЗК. За 2012 год мобильными лабораториями было проведено 2768 проверок АЗС/АЗК, при этом проведено 12 754 испытания проб нефтепродуктов.
Все мобильные лаборатории «Роснефти» оснащены современными экспресс-анализаторами. Это позволяет в кратчайший срок провести испытания и определить, хороший или плохой бензин попадает в бак автовладельцев. Если бензин качественный, передвижная лаборатория едет проверять топливо дальше. Если вдруг обнаруживаются отклонения, то реализация данного нефтепродукта приостанавливается, и пробы отправляются на дополнительные испытания в стационарной лаборатории. Тонкость в том, что, в отличие от Росстата, «Роснефть» не должна предупреждать свои АЗС о проверке заблаговременно, и мобильные лаборатории появляются около автозаправочных колонок внезапно.
Также мобильные лаборатории могут и должны выезжать на конкретную АЗС «Роснефти», если качество топлива на ней насторожило хотя бы одного клиента. Телефон, по которому можно «обрушить» на заправку внутреннюю проверку, размещен на сайте компании и на бортах мобильной лаборатории.
Оборудование мобильных лабораторий «Роснефти» позволяет определять основные эксплуатационные и экологические показатели качества автомобильных бензинов и дизельных топлив: автоматические анализаторы автомобильных бензинов и дизельных топлив (ИК-Фурье спектрометры), рентгенофлуоресцентные анализаторы серы в нефтепродуктах, автоматические анализаторы для определения температуры вспышки в закрытом тигле и низкотемпературных свойств дизельных топлив. Один из приборов позволяет быстро и надежно проверять качество автомобильного бензина на АЗС/АЗК, обеспечивая определение содержания бензола, ароматических и олефиновых соединений, оксигенатов, монометиланилина. С его помощью устанавливается плотность, октановое число моторным и исследовательским методами, а также давление насыщенных паров и дистилляционные свойства. Другой прибор дает возможность быстро анализировать качество дизельных топлив, зафиксировать содержание полициклических ароматических соединений, а также плотность, цетановое число и дистилляционные свойства. Специальные анализаторы серы позволяют оценить соответствие содержания серы в бензинах и дизельных топливах техническим регламентам и международным стандартам от Евро-2 до Евро-5. В мобильной лаборатории также определяют предельную температуру фильтруемости, температуру помутнения и застывания дизельных топлив, наличие в них бензинов, что позволяет исключить даже незначительное смешивание нефтепродуктов.
Навигационная система, входящая в состав мобильной лаборатории, точно фиксирует точки отбора проб. Обработка данных производится практически мгновенно, затем информация по результатам проверки по каналам связи незамедлительно поступает в центральный аппарат компании, а также сохраняется в электронном виде. Так что обвести вокруг пальца специалистов мобильных лабораторий, которых в каждом экипаже двое, не считая водителя, владельцам и сотрудникам АЗС не удастся.
Какие меры «Роснефть» станет применять к тем, кто задумает разводить бензин на одноименных заправках, «Труду» не сообщили. Однако надо полагать, что делать этого никто не захочет. Шутка ли, навлечь на себя гнев самой крупной в мире нефтяной корпорации.