Главная Наука и технологии 00:01 21 Января 2022 10769
Приключения тесловодов в России

Эх, птица-тройка, когда же ты помчишься на электротяге?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Российские владельцы машин Tesla пожаловались Илону Маску на отсутствие сервиса. Фото: Bernd Thissen/dpa, globallookpress.com

Два десятка российских владельцев электромобилей Tesla, устав обитать со своими «птицами-тройками» на задворках цивилизации, записали с помощью умных устройств в авто видеообращение к владельцу Tesla Motors: «Илон Маск, мы пользуемся нашими машинами при полном отсутствии скоростных зарядочных станций, у нас нет сервисов, технической поддержки, а если нужна запчасть, то мы заказываем ее из-за рубежа...» Пожаловавшись на такую жизнь, авторы слезно попросили Маска открыть офисы Tesla в России. Услышат ли глас вопиющих в пустыне?

Действительно, покупая электромобиль, россиянин обрекает себя на бесконечные мытарства и приключения. Ведь даже в Москве электрозаправки можно пересчитать по пальцам. Выехать из столицы и домчаться до Санкт-Петербурга или Сочи на электромобиле практически невозможно из-за отсутствия зарядных станций, не говоря уж о сервисе. Единственную быструю зарядку установил в Москве миллиардер Роман Абрамович, который сам ездит на Tesla. Другие же обладатели электромобилей оборудуют кустарные зарядные станции в гаражах...

И что же Илон Маск? Он ответил авторам письма сухо: «Компания старается как можно быстрее обеспечить поддержку владельцев электромобилей Tesla по всему миру». А что он, собственно, еще мог сказать? Весной 2021 года, выступая по видеосвязи на форуме «Новое знание», американский гуру прорывных технологий заговорил о возможном приходе в Россию, но весьма уклончиво, не вдаваясь в детали. Что, в общем-то, и понятно, в нынешних условиях российский рынок едва ли представляет для него значимый интерес. Всерьез говорить об электромобилизации в нашей стране пока очень и очень преждевременно.

Между тем в той же Америке не осталось регионов, куда бы не смог доехать владелец электромобиля. Сеть заправочных станций и сервиса раскинулась по всей стране. Электромобилизация идет полным ходом и в Европе. А самые фантастические успехи в этой сфере демонстрирует Китай. Именно здесь Илон Маск построил свой первый завод электромобилей за рубежом, по достоинству оценив перспективы китайского рынка и вложив в проект на первом этапе 7,5 млрд долларов. Соглашение о его строительстве было подписано в июле 2018 года, а уже в конце 2019-го завод выпустил первую партию Tesla. Теперь он планирует довести годовой объем производства до 500 тысяч авто в год. Производство работает на полную мощность, выдавая всю линейку электрокаров Tesla, разлетающихся на рынке как горячие пирожки.

Однако Tesla — лишь одна из многих. Над выпуском машин на альтернативных источниках энергии в Китае трудятся сегодня около 450 производителей, которые построили в прошлом году около 3 млн машин на электротяге. В стране-соседке с 2009 года действует государственная программа поддержки таких проектов. К примеру, те, кто их продвигает, получают госсубсидию в размере до миллиарда долларов. А покупателям электрокаров государство дарит 25 тысяч юаней (250 тысяч рублей). Раньше такая компенсация была в два раза больше, но с прошлого года субсидия снижена в связи с избытком покупателей и удешевлением самих машин. Кстати, Tesla Model Y тоже подпадает под эту программу льгот. Кроме того, покупатель электрокара бесплатно получает госномер (они в Китае стоят денег) и во многих городах обеспечивается ко всему бесплатной парковкой (существенный аргумент в пользу электромобиля).

Так что теперь Маску приходится удерживать свою нишу на китайском рынке в жесточайшей конкуренции с местными производителями электрокаров. У нас в России электромобиль — все еще диковинка, игрушка для богатых, нам трудно представить масштабы и темпы развития такого транспорта в Китае, ставшем мировым лидером в этой сфере. На электротягу в КНР ныне массово переходит муниципальный транспорт, целые отрасли автоперевозок, на него пересаживаются и частники. Налоговые преференции, субсидии и прочие стимулирующие меры совершили настоящее чудо.

В гонку за насыщение китайского рынка электромобилей бросилась не только Tesla, но и Rolls-Royce, BMW и другие знатные бренды, но всем им уже далеко до китайских производителей. В 2020 году в Поднебесной было произведено и продано 2,5 млн электрокаров. В 2025 году там планируется выпускать и продавать 7 млн машин — пятую часть всего авторынка КНР, а к 2030-му — уже 10 млн. По оценкам экспертов, этот рынок превысит 360 млрд долларов.

Насытив свои потребности, китайцы активно присматриваются к зарубежным рынкам. А как вам такая новость? В минувшем году 12-метровый самоуправляемый электробус китайской компании CRRC Electric Vehicle прошел испытания на дорогах Парижа. За 40 минут он в автономном режиме преодолел шестикилометровый маршрут с 26 светофорами и 10 остановками. Осенью планируется начать использование автобуса на регулярных пассажирских перевозках.

Но вернемся в Россию. Пока что рынок электромобилей в нашей стране сводится к штучным продажам Tesla и завезенным гражданами на свой страх и риск японским электрокарам, в основном Nissan Leaf. Всего 6 тысяч в год при общем рынке в 1,6 млн, капля в море. В августе прошлого года очнувшееся правительство приняло новую концепцию, согласно которой к 2030-му электромобили в РФ должны составлять 15% всего автопарка. Тогда же в России планируется продавать около 250 тысяч электромобилей. Откуда они возьмутся, где будут заправляться и обслуживаться, не совсем понятно. Пока что американские, европейские и китайские производители не торопятся со своими машинами к нам в Россию.

В нашей же стране никто не рискует всерьез заняться производством электромобилей и соответствующей инфраструктурой. Хотя подходы к снаряду были. Тут на память приходит история с «Ё-мобилем» — брошенной игрушкой олигарха Михаила Прохорова. Несмотря на громкий пиар и 150 млн вложенных евро, та машина так и не добралась до массового производства, хотя на ней 1 апреля 2011 года успел прокатиться Владимир Путин. Но все обернулось первоапрельской шуткой: в 2014-м проект был закрыт.

Кстати, примеры из той же оперы. Помните, как в том же 2011 году «Роснано» решило сделать нашим школьникам подарок — электронный учебник? Госкорпорация не стала заморачиваться с отечественными производителями, вложилась в британскую компанию Plastic Logic, которая разрабатывала дисплеи с технологией электронных чернил. Суммарные инвестиции «Роснано» в проект составили 240 млн долларов, но российские школяры так и не получили обещанный гаджет. А взять пресловутый YotaPhone — где он? Впрочем, мы не сдаемся. Три года назад возникло новое предложение: разработать «шкулфоны», чтобы не запрещать смартфоны в учебных заведениях. Но все это, похоже, не более чем сотрясание воздуха.

О чем говорят эти примеры? Нам едва ли стоит рассчитывать на технологические прорывы на просторах Отечества, а импортозамещение в современных областях — пропагандистский миф, все дальше расходящийся с действительностью. Страна стоит перед опасностью окончательного отхода от трендов мирового развития, рискуя увязнуть в давно проторенной колее, по которой со скрипом движется наша птица-тройка.

P.S. Интересно, как отреагируют на флешмоб российских «тесловодов» российские власти? Само обращение к Илону Маску молодых, продвинутых и состоятельных энтузиастов электротяги (цена новой Tesla начинается с 5 млн рублей) по нынешним временам выглядит неуместно и даже дерзко. Какие еще электромобили в стране, где на рынке вдруг возникла нехватка обычных автомобилей из-за дефицита микрочипов? И вообще, апелляцию к американскому миллиардеру (состояние Маска на данный момент оценивают в 268 млрд долларов) можно расценить как действие непатриотичное. За такое можно и навесить на жалобщиков ярлык иноагентов. Повесить этот ярлык им на их Tesla вместо госномера, пусть так и катаются. Далеко от кустарной заправки в гараже все равно не уедут.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3534
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3310
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...

По мнению ряда депутатов, такой шаг уменьшит зависимость российского сегмента интернета «от решений из недружественных стран» 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Группа депутатов Госдумы во главе с первым заместителем председателя комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об административных штрафах для владельцев отечественных сайтов за...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?