«К человеку на улице подходят люди в милицейской форме или он получает повестку явиться в органы, после чего след его теряется, как правило, навсегда», — рассказывает «Труду» о том, что такое «чеченское похищение» глава правозащитного общества «Мемориал» Олег Орлов.
С 2009 года «Мемориалом» замечена тенденция распространения по регионам России случаев, когда люди после встречи с якобы представителями правопорядка исчезали бесследно. За последние полгода в Москве таким образом похитили 12 человек. По словам Орлова, еще полтора года назад такие случае были единичны.
В частности, как утверждает глава «Мемориала», в Петербурге в конце 2009 года в неизвестном направлении увезли четырех родственников убитого ингушского правозащитника Макшарипа Аушева. Похищения при схожих обстоятельствах будто бы были зафиксированы в Ростове, Воронеже, Краснодаре, Новочеркаске и Башкирии. В самой Чечне только в 2010 году, по данным этой организации, похитили 27 человек, по официальной сводке МВД республики- 24.
В руководстве Чечни, напротив, отмечают, что в республике в последние годы значительно снизилось число похищений. "Если в начале 2000-х у нас ежегодно исчезали по 400 человек, то в прошлом году, по моим данным было похищено 5 человек, один из них был найден. Что же касается похищений в других регионах, то здесь я не могу ничего комментировать", - говорит «Труду»
Чаще всего жертвами похитителей, по наблюдениям «Мемориала», становятся те, кого могут подозревать в связи с террористами, например, людей, приехавших в Москву с Северного Кавказа, или критикующих власть на Кавказе.
11 декабря 2009 года из своего дома в Грозном вооруженными людьми был похищен Ислам Умарпашаев, 1986 года рождения. «Его „ошибкой“ была переписка через интернет, где Ислам критиковал чеченскую милицию и власть», — уточняет Олег Орлов. 2 апреля 2010 года Ислам был отпущен из заточения. По его словам, он содержался в подвале одного из подразделений чеченского ОМОНа. Его случай уникален тем, что Ислам стал бороться за свои права: он опознал сотрудников милиции, которые его держали в подвале. Расследование продолжается.
«О судьбе большинства исчезнувших мы вряд ли
Его слова подтверждают официальные письма главы следственного управления Чечни Виктора Леденева и от зампрокурора Чечни Николая Хабарова. В обоих документа (копии имеются в распоряжении «Труда»), говорится о бездействии сотрудников МВД. В частности, Леденев утверждает, что «оперативное сопровождение по фактам похищения жителей Чечни осуществляется недолжным образом». Прокурор Чечни, согласно копии письма, пишет: «Имеют место факты укрытия преступлений, связанных с похищением граждан, самими следователями». Чеченских милиционеров, вероятно, не останавливают границы республики: в октябре 2010 года в Москве похитили троих жителей Дагестана, отмечает Олег Орлов. Их увезли люди, представившиеся милиционерами. Уголовное дело по факту исчезновения было возбуждено только 5 месяцев спустя. Похитители в последствии отпустили одного, но опросить его сотрудники МВД решили лишь по прошествию нескольких месяцев.