Десять лет назад был назначен новый генеральный директор Большого театра — Анатолий Иксанов. «Труд» проанализировал главные достижения и провалы руководителя.

Эпоха Анатолия Иксанова началась в сентябре 2000-го. Иксанов принял театр в неважном состоянии после пятилетнего правления Владимира Васильева. Иксанов был руководителем нового типа — сугубый администратор, не имеющий творческих амбиций. 10 лет с одним директором — беспрецедентно долгий срок для Большого. Но стабильность, которой добился Иксанов, в последние годы поставлена под угрозу.

Этим летом главным дирижером Большого был назначен Василий Синайский. По неофициальной информации «Труда», полученной из театра, здесь готовятся к возрождению должностей главного режиссера и главного хореографа. Собственно, главный хореограф уже есть — это добротный ремесленник Юрий Бурлака. А вот кого могут позвать на пост главного режиссера? Предполагают, что это Дмитрий Черняков — самый знаменитый российский оперный постановщик. Но только вряд ли Дмитрий согласится: он связан контрактами c ведущими мировыми театрами.

Да и задача эта — вчерашнего дня. Во всем мире отказываются от «главных специалистов», в театрах теперь ценится разнообразие репертуара и стилей. Увидим ли мы их в Большом?

У руководства Большого нет подлинной стратегии. Обретет ли ее театр, пока у власти Иксанов? Мало надежды. А ведь задачи перед коллективом стоят сложнейшие: через год вступит в строй после ремонта долгожданная основная сцена, и ее надо будет заполнять не вызывающими слезы жалости двумя оперными и двумя балетными премьерами, а хотя бы шестью, как в лучшие годы Большого. Но до этого уровня, нам, похоже, в обозримые годы не дотянуться: только что правительство России продлило контракт с Иксановым еще на три года.