- Кристина Альбертовна, таланты, как известно, бывают разные, но есть, наверное, что-то общее для всех особо одаренных детей. Чем они, к примеру, отличаются от "рядовых" ребят?
- Особой глубинной увлеченностью чем-то. Занимаясь любимым делом, они забывают обо всем, с головой в него погружаясь и не замечая ничего вокруг. Для них характерно бесконечное стремление к совершенству, способность по нескольку раз переделывать уже сделанное, находя все новые пути решения или творения. Некоторым интеллектуально одаренным детям свойственна еще одна особенность, которую психологи называют "феноменом Цезаря" - способность одновременно заниматься несколькими делами, концентрируя внимание на главном: скажем, ведя с собеседником дискуссию, ловить информацию в компьютере и рисовать. Однако среди взрослых гениев "универсалов" всего три: Аристотель, Леонардо да Винчи и Михайло Ломоносов.
Дети с повышенными творческими способностями не терпят стереотипов. Заниматься шаблонным делом, тем, что делают все, для них тягостно. Поэтому у одаренных детей, как ни парадоксально это звучит, могут быть проблемы в школе. Им скучно на уроках, и они предпочитают тайком заниматься чем-то другим, что, конечно же, чревато конфликтами с учителями.
- Говорят, талант - от Бога, но обусловлен ли он генами? То есть рождаются ли с талантом, получая его как бы по наследству, или его можно развить трудолюбием и усилием воли?
- Конечно, талант - это Божий дар, но решающую роль в этом щедром "подарке судьбы" играют гены.Исследования показали: примерно 80 процентов таланта "наследуется", хотя и требует подкрепления неустанным личным трудом и воспитанием. Некоторые сенсомоторные способности поддаются тренировке. Например, в спорте: даже самые физически слабые дети могут путем упорных тренировок с годами сделать себя атлетами и добиться выдающихся успехов в избранном виде спорта.
- А есть ли трудности с вундеркиндами, кроме тех, о которых вы упомянули?
- Безусловно. Чудо-чада не подгонишь под стереотипы поведения - они бывают капризными, не склонны подчиняться дисциплине и родительскому диктату. Талантливые дети зачастую имеют сложности во взаимоотношениях со сверстниками. У таких детей интеллектуальное развитие далеко опережает эмоциональное. Иногда они кажутся "сухарями" - настолько углублены в себя. Они гораздо менее, чем другие дети, способны сопереживать, тревожиться за кого-то. Эмоциональная чувствительность за редчайшими исключениями (например, Пушкин) формируется у них намного позже, чем у их ровесников, не отмеченных особыми талантами. К тому же и в физическом развитии "отмеченные Богом", вундеркинды сплошь и рядом уступают обычным детям - видимо, все ресурсы уходят у них в интеллект. "Умный хиляк" - этакий "гадкий утенок", который со временем превратится в лебедя, часто не в чести в ребячьем коллективе. Однако внимательные родители могут помочь восполнить этот пробел. Тут не грех и родительскую власть употребить, чтобы, к примеру, побудить свое талантливое чадо, совершенствуя интеллект, не забывать и о бренном теле - регулярно заниматься спортом. Ведь в детском мире - свои законы: "умники" далеко не всегда имеют здесь авторитет, зато "крутые" неизменно в почете.
- Ну хорошо, давайте теперь повернем разговор в другое русло. Разве не бывает так, что талант ребенка либо вовсе остается незамеченным, либо лишен возможности проявиться?
- Конечно, такое, к сожалению, возможно - тут многое, если не все, зависит от родителей, от домашней атмосферы. К примеру, ребенок любит рисовать. Разумеется, это еще не значит, что в нем заложен талант Рембрандта, но если это именно так, а родители, не замечая его склонности, даже цветными фломастерами его не одаривают, не говоря уж о том, что не занимаются с ним и никак не развивают его способность к творчеству - что тогда? Или музыка. Да будь ребенок в потенции хоть самим Чайковским, но разве разовьется его талант, если в доме нет ни единого музыкального инструмента и родители, желая, чтобы он занимался "серьезным делом", а не "глупостями", вместо музыкальной школы отдают его в математическую? Не заметить вовремя и не дать простора таланту - значит позволить ему зачахнуть на корню. Ведь хотя талант и "от Бога", но его можно либо взрастить, либо закопать в землю...
- Но ведь талант ребенка могут "не заметить" не только родители, но и учителя. Кстати, есть мнение, что одаренным в какой-то одной области детям зачастую не везет в школе. Так ли это?
- Да, и тому есть немало подтверждений. Известно, например, что гений Эйнштейн был исключен из гимназии за хроническую неуспеваемость, а Чехова однажды оставили на второй год "за отставание в словесности"! Не грех вспомнить и то, что "солнце русской поэзии" Пушкин был полным нулем в математике и наверняка не сумел бы, будь он нашим современником, дотянуть до аттестата зрелости. Кстати, согласно международной статистике, 30 процентов учеников, исключенных из школ за неуспеваемость, - особо одаренные дети. Вот такой парадокс.
Так что мой совет обращен и к родителям, и к учителям: любить ребенка - значит быть к нему предельно внимательным, наблюдать за тем, как он развивается, к чему проявляет особый - не случайный, "разовый", а стойкий интерес. И если вы "почуяли" в ребенке талант, - хольте и лелейте его, помогайте ему созреть и расцвести. Не провороньте вундеркинда, не уставайте повторять себе: а может быть, он - гений?