Более сорока лет назад он начал подготовку к полету вместе с 19 другими молодыми военными летчиками. Тогда мы и подружились. Герман выделялся целеустремленностью, разносторонними интересами. Увлекался не только космонавтикой, но и акробатикой, стихами, читал наизусть Пушкина, Ваншенкина, Рождественского... Помню, как он, держась на моих вытянутых вверх ладонях, выполнял упражнение "стойка вниз головой". Потом, спрыгнув, сказал: "Человек должен научиться владеть собой, своим телом и хорошо бы научиться управлять своей судьбой"...
Космонавт, испытатель, крупный руководитель - он всегда был профессионалом высочайшего класса. Яркие черты характера - искренность и прямота. Говорил то, что думает, в чем был уверен. Его порой резкие, независимые оценки событий или принимаемых "наверху" решений далеко не всегда нравились начальству. Однако впоследствии выяснялось, что часто он оказывался прав. Может, и поэтому пользовался среди космонавтов большим авторитетом.
Герман Степанович был горяч, но отходчив, верен в дружбе. Будучи депутатом, старался помочь всем, кто к нему обращался, - с жильем ли, решением других бытовых вопросов. В общем, "хороший мужик" - такую характеристику я слышал от многих и полностью с ней согласен. Одно из главных его качеств - патриотизм в лучшем, чистом смысле этого слова. Он был, как сейчас говорят, "государственником", и на всех постах (а занимал и высокие должности, например, заместителя командующего космическими войсками) отстаивал интересы страны.
Мы виделись с ним последний раз в начале августа. Он с гордостью показывал недостроенную домашнюю сауну. Кабы знать тогда, что именно здесь таится опасность (он умер в сауне)... Любил свой дом, семью - жену, дочек, внука. У него было столько планов. В свои 65 был полон сил. Немало энергии потратил на то, чтобы в столичном Парке культуры имени Горького был установлен уникальный многоразовый российский корабль "Буран", который предполагали отправить на слом. Герман хотел на бывшей ВДНХ возродить павильон "Космос", сделать здесь не просто экспозицию, а интереснейший центр, который привлекал бы и россиян, и туристов из других стран...
Не могу представить, что не услышу больше его бодрого голоса, не увижу его улыбки.
Вчера в "Труде" было опубликовано интервью с Германом Титовым - такое живое, светлое, переполненное неожиданными, смелыми идеями и замыслами. Кто же мог думать, что это интервью - последнее?.. Журналисты "Труда", чьим другом он был долгие годы, разделяют горе родных и близких покойного.