Главная Культура 20:10 24 Марта 2019 13048
Ян Цапник: Малиновый пиджак - это в 90-е была такая униформа, как халат у врача

Популярный актер сыграл в комедии «90-е. Весело и громко» и рассказал «Труду», что он думает о том времени

Анна Чепурнова
С тем, что 90-е были лихими, Ян Юрьевич полностью согласен. Фото предоставлено телеканалом СТС

25 марта на СТС стартует музыкально-романтическая комедия «90-е. Весело и громко»: несколько непохожих друг на друга людей объединились, чтобы создать рок-группу... Мы уже привыкли к ностальгическим ретросериалам о беспокойном постперестроечном времени, где и надежд, и тревог было с избытком. Хотя, по мнению многих, лихие 90-е далеко от нас не ушли — они лишь слегка изменились во внешних формах. А что по этому поводу думает популярный актер Ян Цапник, сыгравший в фильме роль владельца ресторана «Бомбей», в котором выступают музыканты?

— Скажите, Ян, а ваши 90-е тоже проходили весело и громко? Что вам из них запомнилось?

— Это было замечательное время. Я служил в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге. Играл пять главных ролей, 25 спектаклей в месяц. Получал за это 700 рублей. А бутылка водки в киоске тогда стоила 450 рублей, а, к примеру, футболка — 300. Но даже мысли уйти из театра не появлялось. Театр — это ведь дом, семья. Я покинул БДТ только в 2005-м. Причин накопилось много. Но главное — мне захотелось чего-то нового, и сам театр стал уже не тем, каким был в первые годы моего там пребывания.

А в 90-е я был молод, бездетен и мог себе позволить довольствоваться той зарплатой, которую мне платили. Впрочем, деньги — это еще не все. Театральная школа, общение с великими людьми — вот что бесценно. Когда я пришел в БДТ, там работали Лавров, Басилашвили, Стржельчик, Трофимов... Небожители ко мне очень бережно отнеслись, и я, разумеется, платил им тем же. Помню, каждый из них советовал, как играть главную роль, которую я получил в спектакле по пьесе Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». Я их внимательно слушал и соображал, какие из этих советов могу применить в спектакле. После премьеры получил трогательные подарки: Владислав Игнатьевич Стржельчик подарил мне свои концертные туфли, Кирилл Юрьевич Лавров — халат, Валентина Павловна Ковель — коньячную рюмочку, Ниночка Усатова — пиалу. Все эти реликвии я бережно храню. Ну как после этого не вспоминать 90-е годы с благодарностью за встречу с такими учителями!

— А насчет «лихих 90-х» — вы согласны с таким определением?

— Конечно. Знаете, я ведь до поступления в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии прошел службу в разведывательно-десантной роте в Германии. И когда в 1989 году вернулся оттуда, то родину просто не узнал. За время моего отсутствия на ее жителей свалилась свобода. Это так опьянило и страну, и людей, что на какое-то время наступил повсеместный бардак. Помню, тогдашние новости порой напоминали сводки военных действий: «Такой-то район Питера оцепили, была перестрелка, произошло убийство...» Сам я как-то зашел в бар выпить кофе (ни на что другое у меня просто денег не было), и вдруг там началась стрельба... В этом безумии театр стал моим прибежищем и спасением. Хотя, конечно, и в нем люди были растеряны, ведь многие из них стали нищими после небезызвестной денежной реформы.

— Ну и как вы выживали при такой маленькой зарплате?

— Работал по ночам, занимался озвучиванием только начавшихся в нашей стране официальных передач Би-би-си и National Geographic — об этом приятно вспомнить. Еще снимался в замечательной питерской телепередаче «Сказка за сказкой». Как ни странно, эти детские спектакли, начавшиеся еще в советское время, продолжали выходить практически на протяжении всех 90-х. А после приказали долго жить. Вот вам и «лихие»...

— В сериале «90-е. Весело и громко» вы играете нового русского в малиновом пиджаке. В жизни вам такие люди встречались?

— Именно такие, как мой герой, — нет, это все-таки собирательный образ. С братками владелец ресторана крут, молодых ребят-музыкантов может пожалеть, помочь им. А малиновый пиджак — это ведь не стиль и не суть, это лишь некая униформа, как комбинезон у рабочего или халат у врача. Конечно, в 90-е я с так называемыми новыми русскими встречался: они нередко приходили в БДТ — и на спектакли, и на банкеты. Некоторые из них еще живы, но занимают уже вполне легальные посты и малиновых пиджаков не носят.

— На ваш взгляд, сегодняшняя молодежь сильно отличается от той, что была в 90-е?

— Физиология и психология у них такая же, только материальных возможностей больше. Раньше, например, молодые жили полуголодными, 200 граммов мяса им заменяли полкило слипшихся макарон. А чтобы выглядеть модно, надо было из кожи лезть, копить на новые ботинки. У сегодняшней молодежи таких проблем, конечно, нет. И стиль общения у них другой: сейчас все сидят, уткнувшись в эти гаджеты, и не могут представить, как люди жили без компьютеров и мобильников...

Вот видите, и я свернул на ностальгическую тропку. А кому не хотелось бы вернуться во времена своей молодости?

— Почему, по-вашему, к этому периоду сейчас так часто обращаются и в кинематографе, и в прессе?

— Ну это же история страны, которая нуждается в осмыслении. А переломное время всегда интереснее, чем простое течение дней.

— А мне иногда кажется, что ретро, как его нам сегодня по большей части подают, необходимо не столько для осмысления истории, сколько для увода разговора от современности. Текущую действительность кино и телевидение отражают не очень охотно и глубоко.

— Тут с вами трудно не согласиться. В передачах и фильмах развлекательность все чаще преобладает над глубиной. И на телевидении развлекательная роль вышла на первый план. Все эти ток-шоу с циркачами и клоунами, как в прямом, так и в переносном смысле... Хотя глубокие и познавательные программы все-таки есть — на том же телеканале «Культура», например. Просто их немного. Но кто хочет, тот всегда найдет. А по поводу кино, глубоко отражающего современную действительность... Надеюсь, таким станет проект замечательного режиссера и сценариста Романа Волобуева, в котором я недавно начал сниматься. Название пока вам не скажу — не имею права.

— В нынешнем году выходят аж 16 фильмов с вашим участием. Как успеваете столько сниматься?

— Ну, во-первых, не везде у меня главные роли, в некоторых лентах я, что называется, выступаю глухонемым из-за кулис. Но сценарии всегда читаю очень внимательно, чтобы за фильмы, в которых снимаюсь, не было потом мучительно стыдно. Когда еще на стадии сценария, знакомства с режиссером и продюсером что-то не нравится, вызывает недоверие, лучше сразу отказаться. Всех денег не заработаешь, а деградировать в нашей профессии можно очень быстро.

— Какие съемки в вашей жизни были самыми трудными?

— Те, что закончились совсем недавно. Павел Семенович Лунгин снял (на пленку, а не на цифру!) картину «Братство» про небольшую мотострелковую часть, через участок которой в 1989 году выходил из Афганистана весь поток советских войск. Мы работали на Северном Кавказе, в Гунибе — это то место, где 170 лет назад взяли в плен имама Шамиля. Там до сих пор нет дорог. От гостиницы в Махачкале до съемочной площадки надо было два с половиной часа ехать по буеракам. Смена начиналась в 4 утра, поскольку в горах солнце садится рано. Днем — чудовищная жара, а ночью появляется иней. Я еще периодически летал в Москву на съемки другого фильма, так что приходилось тяжеловато. Но, конечно, с Павлом Семеновичем работалось в удовольствие. Несмотря на то что у меня было так много текста, что казалось, я никогда его не выучу.

Кстати, вот фильм Лунгина абсолютно честный, он объективно отражает действительность, и в нем нет ныне модного квасного патриотизма. У нас ведь как? Берутся снимать патриотическое кино, а создают невнятный лубок. И потом еще оправдываются: «Это я специально так снял, чтобы молодежи было понятно». Такие режиссеры и сценаристы — горе-патриоты. А ведь им чаще всего и поручают снять кино к какому-то празднику. Вот этих заказов я тоже не понимаю. Настоящее кино появляется, когда его создатель переживал и болел какой-то темой несколько лет. Спать и есть не мог спокойно, писал, консультировался со специалистами, может быть, в другую страну для этого ездил, чтобы найти решение. И так в нем все накипело, что он уже просто не мог этого не выплеснуть наружу. А сейчас один с холодной душой говорит: надо бы к дате что-то такое патриотическое выдать. А другой начинает это что-то лепить, рисовать на компьютере... Нет, я против такого кино и против таких телепередач!

Оказывается в Беларуси онлайн казино легальны

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6333
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?