Блок ХДС/ХСС Ангелы Меркель победил на парламентских выборах в Германии, и она останется в кресле канцлера еще 4 года. Как теперь сложатся отношения России с европейским лидером и важнейшим торговым партнером? Это «Труд» выяснял у Александра Рара — политолога, научного директора Германо-Российского форума.
Партия канцлера одержала самую уверенную за 20 лет победу, но при этом потеряла верного союзника в лице Свободной демократической партии, которая в парламент вообще не прошла. Для формирования правительства придется вступать в коалицию с Социал-демократической партией, левыми или «зелеными». А это повлечет за собой перемены в политике.
— Меркель придется создавать правительство вместе с «зелеными», — говорит Александр Рар. — Отношения с Россией станут более жесткими. Это, скорее всего, не коснется товарооборота, который вот-вот достигнет 100 млрд евро в год. Россия традиционно покупает в Германии машины и технологии и продает нефть и газ — это устраивает обе стороны. Конфликты могут возникнуть на уровне ценностей. Для «зеленой» партии ключевыми являются два вопроса: права человека и построение гражданского общества. Они выступают в поддержку неправительственных организаций, причем не столько внутри Германии, сколько за ее пределами. Я думаю, с этой стороны новое германское правительство начнет нажимать на Россию, выстраивать новую внешнеполитическую парадигму, в отличие от более прагматичной Свободной демократической партии.
Напомним, что два года назад именно «зеленые» добились моратория на развитие атомной энергетики в Германии. Это бумерангом ударило по планам Росатома, который планировал завоевать плацдарм на рынке энергетики ЕС. Канцлер же Ангела Меркель тоже давно ведет борьбу за развитие альтернативных источников энергии, а также за диверсификацию закупок нефти и газа. Вторым пунктом консолидации будущей коалиции станут идеи помощи гражданским обществам в России, Китая, других странах, где, как считают на Западе, демократия пока не доросла до «классических образцов».
Кстати, теперь уже бывших союзников партии канцлера у нас называют главными носителями либеральных ценностей на немецкой земле. Александр Рар, однако, считает, что эту роль сегодня играют все те же «зеленые». Эту и похожие на нее партии сейчас в Европе и США называют неолибералами. Это силы, которые выступают за права личности, против дискриминации меньшинств, и эти пункты они ставят впереди экономических интересов.
Во внутренней политике Германии «зеленые» выступают за права секс-меньшинств и однополые браки. Очевидно, что давление на Россию, попытки продавить эти нормы в российскую действительность отныне только усилятся.
— Вы не сравнивайте наших и ваших либералов, — добавляет Рар. — В России это те, кто продвигал свою экономическую модель для разрушения коммунистической плановой системы. А для европейских неолибералов на первом месте — демократические ценности. Разумеется, в том виде, как они это понимают.