Планы извлечения прибыли из любого свободного места на обочине любой дорожки в центре столицы красивы и многообещающи. Как и сами прибыли. Чтобы подсчитать, сколько денег поступит в казну Москвы от взимания парковочной мзды не нужен даже калькулятор. Миллион машин по 50 рублей в час. Да на восемь часов. Да на пять дней в неделю. Волосы на пальцах казначеев шевелятся…
Как и волосы на голове автовладельцев, которых, исходя из благих побуждений, делают основными спонсорами финансирования транспортных проблем мегаполиса. Чтобы не вдаваться в детали экспериментальных планов отметим, что уже в скором времени несколько центральных улиц будут лишены бесплатных мест для стоянки транспорта (парковки). Внести же деньги за право оставить свою машину у тротуара можно будет различными способами. И по SMS, и через мобильные терминалы. В общем, деньги возьмут легко. Как и зафиксируют того, кто решил не платить, – для этого уже планируется выпустить аж 100 мытарей на Ford Focus (даже марку определили! – А.М.), работа которых будет заключаться в фотографировании всех машин у тротуаров и проверке номеров по базе «уплатил - не уплатил». Штрафы будут внушительными – от 2500 рублей, плюс – 50 рублей в час. И – никаких эвакуаторов! Предполагается, что любители бесплатной стоянки предпочтут пересесть на метро, лишь бы не оплачивать парковку.
Весь этот комплекс мер настолько напоминает «платный въезд», что даже мэру города пришлось объяснять, что дороги останутся бесплатными.
«Никакого платного въезда в Москву не будет, это очевидно. Это невозможно с точки зрения технологии и идеологии, – заявил Сергей Собянин в программе «Утро с Владимиром Соловьевым». – 700 тысяч человек живет в центре города. Им что, тоже поставить машины на прикол? Это бессмысленная задача и ненужная…»
В то же время, по его словам, в центре города и по мере приближения к нему стоянка машин на улично-дорожной сети и на закрытых парковках должна быть платной…
Вопрос, который пока не находит практического ответа в проектах коммерциализации дорог: а куда девать свои машины тем, кто живет в центре? Говорится о некой схеме, по которой управы будут вносить номера машин людей, зарегистрированных в центральном округе и, попав в объективы мытарей, такие машины автоматически будут из базы штрафников вычеркиваться. Кроме того, считают власти, для владельцев из центра остаются дворы их домов.
«Сложно говорить о проекте, который пока не заработал. Отсутствие эвакуации объясняется законом: машина подлежит эвакуации, если создает помехи для движения, – считает эксперт телеканала «Авто+» по юридическим вопросам Сергей Смирнов. – Поскольку при парковке во дворе гость может и не создавать помех, то эвакуировать его машину нельзя. В целом же, оценивая постепенное введение платы за попадание в центр города, в том числе и для тех, кто в этом центре живет, заметно, что власти пытаются переложить решение проблемы на плечи, а вернее – кошельки автовладельцев. Которые и профинансируют красочные планы…»
Таким образом создается реальный повод для ежедневных конфликтов в наших тихих московских двориках. Шоферы – народ ушлый. И, вместо платы за парковку, абсолютно все, приезжающие в центр, начнут искать именно дворовое место. Которое, по закону, нельзя ни огородить, ни приватизировать. И, вернувшись с работы, допустим, из области, житель центра вынужден будет искать место на платной парковке. Платить за время, пока не уедет гость. Подчеркну: эвакуация ведь не предусмотрена! А гипотетические пропуска управ рождают старую проверенную коррупционерами-чиновниками схему, по которой и сегодня в центре Москвы разъезжают грузовики, хотя въезд их в центр уже несколько лет как запрещен. Просто у них есть пропуска.
Естественно, возникнет вопрос и к машинам чиновников федеральных учреждений. Им, как – нужно платить за парковку, или пресловутые номера серий ЕКХ, АМР окажутся «льготными»?
Ссылаясь на опыт Европы и США, чиновники вырывают нужные им аргументы из контекста всей картины. Главное, что решение об ограничении машинопотока в каждом мегаполисе Европы и Америки было найдено индивидуальное. В Лондоне (и в Сингапуре, кстати) за въезд в центр днем в будни берется около 10 фунтов вне зависимости от того, будешь ты там парковаться или нет, – для этого на въездах установлены камеры. Прага поделена на сектора. В Париже час парковки стоит около 3 евро, но сутки в подземном гараже обойдутся в 30. В США даже на Манхэттене есть бесплатные места для машин. Но стоит больше 15 минут задержаться во дворе дома на куске асфальта, относящегося к прилегающей территории, – уволокут на эвакуаторе, даже если будешь за рулем.
Совет «Труда»
Сергей Смирнов, эксперт телеканала «Авто+» по юридическим вопросам:
– Жителям центра Москвы, которые имеют машины, стоит заранее обезопасить от гостей привычные места парковки своих машин. Дело это муторное – жильцы-собственники должны подать в управу заявление на выделение прилегающей к дому территории, которая, по закону, и должна обеспечивать места для стоянки их транспорта. Другой вопрос, что застройка в центре настолько плотная, что на всех места не хватит физически, хотя и положено – юридически. В дальнейшем прилегающую территорию дома можно будет даже огородить с тем условием, чтобы это не создавало помех для проезда машин экстренной помощи, что опять-таки не всегда возможно. Но попытаться стоит – закон это гарантирует.