В год 250-летия со дня смерти гениального автора "Страстей по Матфею" его музыка звучит особенно часто. В Петербурге, например, нынешний октябрь смело можно именовать "месяцем Баха": открыты выставки, демонстрируются фильмы, звучат кантаты, мессы, инструментальные концерты... Среди гостей - целая группа немецких музыкантов. Большинство приехало на берега Невы за свой счет - так хотели попасть на Международный Баховский фестиваль, среди главных действующих лиц которого их соотечественник, знаменитый дирижер и органист Лео Кремер.
- Это была наша с Юрием Темиркановым идея - провести такой фестиваль, - говорит Лео. - Его генеральной репетицией стали концерты из произведений Баха в Германии минувшим летом. Они собрали полные залы! Конечно, русский слушатель несколько отличается от немецкого. Ведь здесь иные традиции в культуре, религии. Убежден, однако: наши выступления не пройдут незамеченными.
Под управлением Лео Кремера Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии исполнит на фестивале, в частности, те самые "Страсти по Матфею". Это произведение впервые прозвучит здесь без купюр, в точном соответствии с авторской партитурой. Другое монументальное сочинение - оратория для солистов, хора и оркестра "Илия" - единственный раз исполнялось в Петербурге... в 1848 году. В программу нынешнего фестиваля оно включено по личной инициативе художественного руководителя филармонии Юрия Темирканова. У этой оратории необычная судьба. Она создана Феликсом Мендельсоном-Бартольди, в свое время вернувшим музыку Баха Германии и всему миру из почти столетнего забвения. "Илия" - своеобразный мостик между XVIII и XIX веками. В основе оратории - библейский текст.
"Каждая новая эпоха чувствует искусство Баха по-своему", - говорил Мендельсон. Питерский международный фестиваль, безусловно, внесет свою лепту в приобщение к творчеству одного из ярчайших художников мировой музыки Иоганна Себастьяна Баха.