Главная Работа Люди 00:18 25 Декабря 2020 21656
Близко к небу

Ольга Круглякова - из тех, кто давал путевку в жизнь взлетевшему в декабре самолету Ил-114-300

Анатолий Журин
Фото из личного архива

На финише 2020 года случилось событие, которого давно ждали «небожители» — все, кто связан с гражданской авиацией. С подмосковного аэродрома Жуковский впервые поднялся в небо Ил-114-300. Среди тех, кто готовил полет нового российского регионального пассажирского самолета, и Ольга КРУГЛЯКОВА, заместитель главного конструктора ПАО «Ил» по аэродинамике, динамике полета и системе управления самолета. С нею мы вас и познакомим.

Лайнер с бортовым номером 0108 пилотировал экипаж в составе шеф-пилота, Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя Дмитрия Комарова и бортового инженера-испытателя Олега Грязева. Полетное задание по традиции, заведенной легендарным авиаконструктором Генрихом Новожиловым, на капоте «Волги» подписывал управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.

Наконец-то у нас появился современный и действительно российский самолет, которому не страшны ни грунтовые аэродромы, ни арктические ледовые полосы. В ОКБ «Ил» кандидат технических наук Ольга Круглякова занимается проектированием, летными испытаниями, сопровождением эксплуатации, расследованием инцидентов и катастроф. То есть сопровождает самолет в течение всего его жизненного цикла.

Между прочим, она пришла в большую авиацию из большого спорта: в четыре года ее поставили на коньки в ЦСКА, там-то ее и вычислили тренеры из легендарной команды Станислава Жука. Дальше все по распорядку: в 7 утра — на каток, потом учеба в классе при спортшколе. После занятий — снова тренировка, лишь вечером — домой. В 16 лет завоевала золотую медаль по фигурному катанию на юношеском первенстве СССР — при той-то конкуренции! А позже, уже в институте, она занялась легкой атлетикой и выполнила норму мастера спорта в беге на 100 метров. Кто в этом понимает, подтвердит: такое под силу только спортивно одаренному человеку.

Но еще одной ее страстью оставались точные науки. И тут с выбором профессии помог определиться отец, который работал ведущим инженером по летным испытаниям на ильюшинской фирме, настоятельно посоветовав дочери поступать в МАИ. Всего трое абитуриентов тогда сдали математику на пятерку — и Ольга была в их числе.

А потом к спортивным титулам добавился этот: Леди Босс. Это случилось после того, как Ольга Валентиновна в группе ведущих специалистов ОАО «Ил» полетела в Индию.

— Лет 10 назад эксплуатант Ил-76 из Индии пожаловался, что самолет стал медленно набирать высоту, — вспоминает Круглякова. — Отправилась я туда в ранге заместителя главного конструктора по аэродинамике и динамике полетов...

Именно Круглякова расшифровала накопители полетной информации и нашла некорректность в эксплуатации самолета. Выяснилось, что проблемы не машины, а самого эксплуатанта. Технический состав упустил регулировки двигателей, а летный не обращал на это внимания. Увидев, как мастерски учит их хрупкая женщина, пилоты ее зауважали и стали называть Леди Босс. Так и закрепилось...

А когда после МАИ она, молодой специалист по динамике полета, пришла работать, в ОКБ шла к завершению работа над Ил-96-300. Сегодня на такой машине летает президент Путин, но уже почти 20 лет ее нет на регулярных рейсах.

— Помню, к нам приехал и. о. премьера Егор Гайдар, — делится моя собеседница. — И привел в пример Японию: вот, мол, они после войны закрыли авиазаводы, стали торговать зонтиками и магнитофонами — и теперь процветают. На зонтики мы не перешли, но времени потеряли немало.

Особая строка в ее биографии — экспедиции в Антарктиду. Летала туда Круглякова дважды, в 2015-м и 2016-м на Ил-76ТД-90ВД. После запрета полетов самолета Ил-76 с двигателями Д-30КП из-за вредных выбросов в атмосферу в Антарктиду надо было обеспечить перевозки грузов для полярников на станцию «Новолазаревская» на самолете с более экологичными двигателями ПС-90А-76. Сначала были выполнены расчеты взлетно-посадочных характеристик для руководства по летной эксплуа-тации специалистами отдела «Аэродинамика и динамика полета» ПАО «Ил». Проверить их правильность можно было лишь совершив несколько взлетов и посадок на льду.

— Допуск к полетам подписывали в Антарктиде, — вспоминает Ольга Валентиновна. — Впечатление от испытаний потрясающее. Лед небесно-голубого цвета, ровный, как стекло. А после остановки двигателей тишина такая, что в ушах звон.

Но поэтический тон она оставляет, когда в работе речь заходит о принципиальных вещах. Она из тех, кто режет правду-матку, даже если начальству это не нравится. Особенно важно уметь отстаивать и аргументировать свое мнение при расследовании инцидентов и авиакатастроф, ведь от правильности выводов зависит безопасность тех, кто полетит завтра.

Показательным в этом смысле событием была катастрофа Ил-86 в Шереметьево в июле 2002-го. Тогда при взлете произошло сваливание лайнера из-за выхода на закритический угол атаки. Почти год шло расследование: расшифровка самописцев, математическое моделирование, различные эксперименты, в том числе и на тренажере самолета, проверка экипажей. Это была огромная и кропотливейшая совместная работа специалистов МАК, ЛИИ, «Ила» и многих других. Тогда разработчики самолета доказывали, что самоход стабилизатора невозможен, что двигал его пилот, по какой-то причине зажав кнопку на штурвале. Пресловутый человеческий фактор. Чтобы не допустить в дальнейшем повторения такой ситуации, было принято абсолютно верное решение установить на всех ильюшинских самолетах систему, которая независимо от причины перемещения стабилизатора и руля высоты в разные стороны останавливала движения стабилизатора.

А теперь вот взлетел в небо Ил-114-300. Нет, все-таки выбор между спортом и авиацией она сделала правильный! Впрочем, о спорте она тоже не забывает. Регулярно занимается в фитнес-клубе модным нынче кроссфитом: тут и гимнастика, и аэробика, и силовые упражнения, и бассейн. Ну а зимой — конечно, коньки! Вот и сейчас, перед нашим разговором, пришла с катка на Красной площади. Я, кстати, спросил у Ольги Валентиновны, не попробовать ли ей свои силы в телепроекте «Ледниковый период»?

— Ну уж нет, на это я смотреть не могу. Если ты артист, покажи, что умеешь на сцене. Если фигурист — выходи на лед, соревнуйся и радуй болельщиков. Не воспринимаю непрофессионалов, берущихся не за свое дело.

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 4633
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25,...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?