Сейчас в России действует система классификации отелей, в зависимости от уровня комфортности можно получить от 1 до 5 звезд. Но пока она добровольная. Отели проходят процедуру проверки по желанию, и такое желание продемонстрировали пока немногие. На сегодняшний день тест на звездность прошли 396 гостиниц. По данным Ростуризма, это менее 4% от общего числа российских гостевых домов.
Отельеры не спешат "хватать звезды", так как это процедура недешевая, а очевидной выгоды нет. Это имеет смысл лишь для дорогих гостиниц, для которых повышенная комфортность - конкурентное преимущество. Но большинство роскошных гостевых домов в России - это отели известных брендов, предполагающих высший класс сервиса (например, "Хилтон").
Но в ФАС уверены: качество услуг по размещению невозможно проконтролировать, если нет единой системы оценки. Какой уровень сервиса гостиницы могут предложить клиенту, сейчас не разберешь. Людям приходится верить на слово, а потом скандалить, что в номере не оказалось кондиционера, а сейф платный. Такое нередко случается даже в странах с развитой гостинично-туристической системой, а уж в России - сплошь и рядом. Поэтому антимонопольная служба рекомендует сделать классификацию отелей обязательной и регулярно проверять соответствие гостевых домов звездности.
С антимонопольщиками согласны в Ростуризме. "Потребителю всегда удобно заранее знать, чего ожидать от гостиницы, - говорит руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин. - Сегодня с уровнем отеля в России разобраться невозможно. Конечно, в Москве или Санкт-Петербурге дело с этим обстоит лучше, чем в провинциях, но всего менее 10% от общего числа отелей России имеют так называемые звезды. Если правило введут, оно поможет дисциплинировать российских отельеров и подтянуть их к мировым стандартам. А это привлечет больше туристов".
Классификация
Кому буквы, а кому и короны
Единой международной классификации комфортности гостевых домов не существует. Самыми известными являются системы звезд, букв, "корон" и разрядов. Наиболее распространенная - французская система. Она устанавливает для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4*, 5*). Согласно немецкой классификации, отели делятся на 5 классов - от туристского до люкса. А греческие гостиницы делятся на четыре категории: A, B, C, D (от лучших к худшему).
Гостиницам высшей категории присуждается категория de Luxe. На фасаде английских гостиниц изображены короны. Чтобы перевести их на "звездный" язык, необходимо от общего числа корон отнять одну. Наиболее правильной считается британская классификация: бюджетные гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум удобств; гостиницы туристского класса (2 звезды) располагают баром и рестораном; среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания; гостиницы первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень сервиса; гостиницы высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания экстра-класса.
О чем расскажут наши звезды
***
Отель "три звезды", согласно российской классификации, должен быть непритязательным, но достаточно комфортным. Это не общежития с удобствами на этаже, которые любят себя именовать трехзвездочными гостиницами. В отеле обязательно должен быть ресторан, а для персонала предусмотрен отдельный вход.
В каждом номере обязательно должны быть удобства (как минимум душ, ванну не обещают), а также телефон и телевизор, возможно, даже мини-бар. Завтраком - пусть даже за отдельную плату - обеспечить обязаны.
****
В номере четырехзвездочного отеля обязательно должен быть телевизор с дистанционным управлением. А также: холодильник, кондиционер, охранная система (некоторые отели считают таковой видеокамеры на этаже), мини-сейф (иногда вместо него ставят прикроватные тумбочки с потайным ящичком и штампованным ключиком), телефон с выходом на межгород.
В отеле обязательна охраняемая автостоянка, плавательный бассейн, система кондиционирования воздуха.
Конечно, перекусить можно круглосуточно.
*****
Пять звезд - такой отель может посостязаться в комфортности с лучшими мировыми брендами. Правда, таких у нас очень мало. В отеле должно быть несколько ресторанов, ночной клуб и магазины. Просторный холл, конференц-зал, фитнес-центр, сауна, салоны красоты, массажные кабинеты. Персонал обязательно должен быть вышколен, говорить на английском и не мелькать перед глазами постояльцев. В номере - полный набор необходимых косметических средств в ванной, минимум 2 полотенца на клиента, халат и тапочки перед кроватью.