Главная Культура 12:59 27 Апреля 2023 3016
«Моцарт – это экватор музыки»

Теодор Курентзис провел в Московской консерватории студенческий концерт-наставление

Сергей Бирюков
Дирижер Теодор Курентзис, сопрано Елизавета Свешникова и другие участники концерта в Московской консерватории. Фото Владимира Васильева предоставлено пресс-службой musicAeterna

В Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис продолжил проект, который он проводит с 2018 года – сотрудничество со студенческими коллективами старейшего столичного музыкального вуза. В прошлые годы знаменитый дирижер уже исполнял с консерваторским оркестром капитальные произведения Бетховена и Прокофьева, вовлекал студентов в совместное с его основным коллективом musicAeterna исполнение партитур Рихарда Штрауса и Леонида Десятникова. Теперь хор и оркестр консерватории вновь выступили главной исполнительской силой, а композиторов, над которым Теодор предложил им поработать, стал Моцарт.

У Курентзиса достаточно оснований для работы с молодыми коллегами над моцартовским материалом. В небольшом спиче за кулисами для участников концерта он признался, что переиграл 70 процентов музыки великого австрийца, провел долгие исследования, направленные не только на скрупулезное уточнение деталей моцартовских текстов, но и на постижение их внутренней сути – как он выразился, самого языка Моцарта, того, о чем композитор хотел нам сказать. И подобное понимание должно прийти к каждому серьезному музыканту. Вне зависимости от того, Моцарта он играет или другого автора. Поскольку именно творения Вольфганга Амадея – экватор мировой музыки, они в равной мере принадлежат старому и новому времени, в них – ключ к постижению музыкального мышления Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского…

Но главное в тот вечер, конечно, происходило в самом зрительном зале. У автора этой заметки было лишь то преимущество по сравнению с большинством слушателей, что он мог не только предаться восприятию самой музыки, но и сравнить услышанный результат с поставленной маэстро задачей.

Как показалось, молодым музыкантам действительно удалось «поймать кайф» (цитирую Курентзиса) от игры на старинных жильных струнах и того, насколько этот мягкий гибкий звук сливается с голосами солистов и консерваторского хора. Сам хор (дополненный солистами musicAeterna и другого великолепного вокального ансамбля – Intrada под руководством Екатерины Антоненко) тоже не чужд вкуса к европейски-отшлифованному, спектрально-вычищенному звучанию. Иными словами, было ощущение, что студенты нацеленно идут к постижению стилистики музыки конца XVIII века – этого прозрачного, летучего, ни в коем случае не перетяжеленного, но насыщенного глубоким эмоциональным смыслом воспроизведения фраз («благодарность факультету исторического и современного исполнительства, который выпускает умных людей», несколько раз повторил за сценой Теодор).

Не все еще, правда, удается. Не зря в своем блокноте при первых звуках 23-го фортепианного концерта я записал: валторны либо хорошие натуральные, либо плохие хроматические. Поскольку услышал характерное бульканье, простительное на инструментах моцартовского времени, но недопустимое на современных вентильных духовых чудесах. Увы, валторны оказались современными, так что можно себе представить, насколько спасуют с непривычки эти ребята, получив в руки аутентичные инструменты эпохи Моцарта и Бетховена.

К сожалению, из-за недостатка времени не удалось спросить мнение дирижера об игре солиста-пианиста (к слову, лауреата III премии недавнего конкурса имени Рахманинова) Константина Хачикяна. Мне же показалось, что при общей стильной прозрачности ткани исполнению Константина не хватило другого непременного моцартовского свойства – предельной ритмической четкости. С этакой милой расслабленностью пальцев можно играть какую-нибудь кул-джазовую импровизацию, но не 23-й концерт Вольфганга Амадея.

Ну и об исполнении Большой до минорной мессы (номер 427 по указателю Кехеля). Тут отдельный поклон Курентзису за выбор не только шедевра, но и раритета, если говорить об отечественных площадках. Даже Геннадий Николаевич Рождественский, представивший наиболее полный на моей памяти концертный свод 16 месс Моцарта (2015-2016 годы), не решился тронуть это творение, чья необычность столь велика, что, не зная авторства, ты в определенные моменты будешь изрядно колебаться, что же именно звучит – не известная тебе оратория Генделя или какая-либо из библейских вокально-симфонических фресок Мендельсона.

Начать с минорной тональности – редкость для мессы (не заупокойной!) моцартовского времени. Даже благостный по словесному тексту Benedictus («Благословен») здесь решен как тревожный квартет солистов. А трагичный хор Qui tollis («Берущий на себя») – прямое предвестье великого Реквиема. Необычность замысла (видимо, отразившего драматичный повод создания мессы – Вольфганг написал ее по случаю получения у отца долгожданного одобрения брака с Констанцией, т.е. это был, по сути, шаг к примирению с родителем в ходе долгой и тяжелой размолвки) сказалась даже на подчеркнуто нетрадиционном, как бы разбалансированном составе исполнителей. Здесь это два сопрано (а не сопрано и меццо, как обычно) на фоне привычных тенора и баса, а в оркестре рядом со скромной группой деревянных (всего одна флейта вместо привычных двух) сверкнули грозовым сполохом три тромбона, чей апокалиптический звук Моцарт, как правило, приберегал лишь для самых сильных театральных эффектов в операх вроде сцены провала Дон Жуана в ад.

По-моему, консерваторцы в самом деле прониклись возвышенным и беспокойным духом этой музыки. Если б только еще первое сопрано Елене Гвритишвили – частая ансамблистка Курентзиса – не впадала иногда в такую тонкость звукоизвлечения, что ее просто переставало быть слышно... Ко второму сопрано Елизавете Свешниковой, равно как к тенору Егору Семенкову и басу Николаю Мазаеву, я этой претензии предъявить не могу, но в целом «жестокий» Курентзис, заставляя солистов петь аутентичным «прямым» звуком, безжалостно обнажил недостатки их голосов, которые в ином случае «покрыло» бы спасительное вибрато…

Впрочем, самое время прервать критику, вспомнив, что ведь мы были не в филармоническом зале, а в вузовских стенах, и не просто на концерте, а на событии студенческой жизни. Главный смысл которой – учение, его же без ошибок не бывает.

P.S. На следующий день после концерта стало известно, что ученый совет консерватории присвоил Теодору Курентзису звание почетного профессора вуза.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9882
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5853
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5138
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5102
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?