Главная Культура Афиша 00:10 27 Сентября 2024 3435
Любовь земная и небесная

За ее вечными образцами «Сатирикон» обратился к «Фаусту» Гете

Анна Чепурнова
Фауст и Гретхен - Даниил Пугаёв и Екатерина Воронина. Фото с сайта театра

В этом году в мире отмечают 275-летие со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете, чье влияние на литературу разных стран, в том числе России, трудно переоценить. Правда, в драматическом театре его произведения у нас сейчас ставят довольно редко. Но молодой режиссер Сергей Тонышев в «Сатириконе» рискнул, и создал спектакль «Как Фауст ослеп».

Вообще-то обращение к трагедии Гете вполне логично, в том числе после недавнего гигантского всплеска интереса к фильму «Мастер и Маргарита». Ведь вдохновение для лежащего в его основе романа Михаил Булгаков во многом черпал именно из пьесы немецкого классика. И оперу «Фауст» писатель, по воспоминаниям его сестры, смотрел более 40 раз. А Борис Пастернак — ровесник Михаила Афанасьевича, автор отмеченного Нобелевской премией «Доктора Живаго» — сначала хотел назвать свой роман «Опытом русского Фауста». Кстати, во время работы над ним возникла горькая аналогия с одной из сцен пьесы — возлюбленная Бориса Леонидовича Ольга Ивинская, как и Маргарита, попала в тюремные застенки...

Правда, в нынешнем спектакле (между прочим, идущем в переводе Пастернака) об этом ничего нет, он поставлен именно по пьесе Гете, хотя и очень сокращенной. Но и это уже редкость для современного театра, где классика большей частью служит режиссерам лишь импульсом для сочинения новых, современных историй.

Спектакль начинается спором Мефистофеля с Господом о том, насколько слаб по своей природе человек. Дух отрицания в исполнении Дениса Суханова со своей слегка карикатурной свитой — вживую на сцене. А вот Всевышний присутствует только в виде очень узнаваемого голоса, принадлежащего руководителю театра Константину Райкину. Господь и его оппонент здесь — почти на дружеской ноге. Но Мефистофель выглядит как беспокойный неудачник, одержимый желанием взять реванш за свои вырванные в наказание за бунт крылья: на его лопатках их след — две кровавые полосы.

Уже поживший Фауст (Владимир Большов), чья судьба у спорщиков на кону, впервые предстает перед зрителями в операционной, не подозревая, что очень скоро препарировать станут его самого, только не телесно, а душевно. Разочаровавшийся в науке, усталый от самого своего существования и слегка циничный, он не колеблясь подпишет договор с Мефистофелем, и окрашенные в алый цвет листы бумаги разлетятся по сцене.

Живость в ученого, с помощью ведьминых чар снова становящегося молодым (в этом возрасте героя играет Константин Новичков), вдохнет строгая и красивая Гретхен (Маргарита) в исполнении Екатерины Ворониной. Девушка, несмотря на то что сама почти дитя («ей более 14 лет», — замечает Фауст, заставляя вспомнить, что в прежние времена были иные взгляды на возраст любви), сразу отнесется к объекту своего чувства очень серьезно. А герой окажется легкомысленнее, что в конце концов и положит трагический предел земного существования Гретхен. Но и в темнице перед казнью она будет выглядеть более стойкой и зрелой, чем раздавленный горем Фауст. Молодой актрисе удается убедительно передать образ исстрадавшейся, но все еще живущей любовью женщины. Ее платье со шлейфом (вызвавшим в памяти панно «Принцесса Греза» Врубеля) и в застенках остается белоснежным, как символ душевной чистоты несмотря ни на что.

Всему этому предшествует одна из самых пронзительных сцен в спектакле — воспоминание обесчещенной Гретхен о детстве. В нем их с братом укладывает спать мама (Лика Нифонтова), добродушно говорящая что-то по-немецки. Смысл слов здесь вторичен, главное — атмосфера уюта и ласковые интонации, с которыми женщина обращается к детям. Дочь она все время называет «meine Вlume» — мой цветок. Это — тот семейный рай, к которому так стремилась Гретхен, а вот ученый Фауст о нем понятия не имеет.

И в финале душа Маргариты, как идеал вечной женственности, к которому после творения Гете так стремились и русские поэты-символисты, не только становится на небесах проводником своего бывшего возлюбленного, но и, жалея, гладит по лицу главного виновника своих земных бед — Мефистофеля. Он, долго водивший всех за нос, сам в конце концов остался в дураках, переживая такое потрясение, что, кажется, за этим вот-вот последует раскаяние. В общем, «Сатирикон» можно поздравить с удачным спектаклем — тем более что разговор о несуетном и вечном в наше тревожное время как нельзя более уместен.

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише,...

В Доме-музее К.С. Станиславского открылась выставка, посвященная самому загадочному автору Художественного театра Леониду Андрееву

Дарья Ефремова
Труд
Не только творчество Леонида Андреева, но и его взаимоотношения с Художественным театром таят в себе огромную загадку. Фото предоставлено Музеем МХАТ

«Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», — бросил в сердцах категоричный Константин Сергеевич в адрес бескомпромиссного Леонида Николаевича. Друг, протеже и антагонист Горького...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

«Восточный музей» знаменитого русского собирателя искусства воссоздан на Никитском бульваре

Елена Широян, искусствовед
Труд
Театральная гравюра школы художников Утагава. Япония, 2-я половина XIX века. Из собрания Петра Щукина. Изображение предоставлено Музеем Востока

От Японии до Турции через Китай, Индию, Иран — таков диапазон коллекции искусства Востока, собранной московским купцом Петром Щукиным. В 1905 году вместе с сонмом иных древностей (в целом 200 тысяч предметов!)...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Афиша 00:09 / 27 Сентября 2024 3227
Кречет - блудный сокол

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму»

Дарья Ефремова
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму». Изрядно поездивший по фестивалям и собравший престижные награды, девятый фильм якутского классика в Москве встретили с прохладцей....

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 2348
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?