За последний год в России развернулась серьезная борьба за здоровье населения — ужесточились правила торговли алкоголем, ограничены места для курения, повышены акцизы на водку и сигареты. Все эти меры в целом приносят свои результаты: пить и курить россияне стали меньше.
Вместе с тем, не стоит забывать, что винная и табачная торговля — это один из мощных источников пополнения госбюджета, что особенно важно в преддверии очередной волны мирового кризиса. И любые перегибы в акцизной политике могут вызвать потери в доходах казны. Именно об этом говорили участники круглого стола «Акцизная политика: наращивание доходов госбюджета и риски роста нелегальной торговли», который прошел в рамках Всероссийского налогового форума в Торгово-промышленной палате РФ.
Так уж сложилось, что как только вырастает акцизная нагрузка на «вредные, но доходные» товары, так сразу оживляется теневой рынок, куда направляется не только контрабандный товар, но и откровенный фальсификат.
Этим летом в приграничных с Украиной и Белоруссией областях России хитом продаж в табачных киосках стали подозрительно дешевые сигареты, которые, как выяснили компетентные органы, ввозились из соседних братских республик.
По словам зампреда Комитета по бюджету и налогам Совета Федерации Вячеслава Новикова, в приграничных районах продажа контрабандного табака доходит до 8% рынка. Одновременно по всей России как грибы начали появляться подпольные сигаретные цеха.
Так рынок отреагировал на политику правительства, которое несколько лет назад взяло курс на постоянное повышение табачно-алкогольных акцизов — каждый год эти сборы повышались примерно на 40%.
Теперь же правительство поручает Минфину и Минэкономразвития заморозить эти акцизы. В чем причина? А именно в этом — нелегальный бизнес стал выгоднее, поэтому через открытые границы между Россией и Белоруссией пошли потоки тех самых дешевых сигарет, которые выпускают ушлые цеховики, не платя при этом ни налогов, ни акцизов.
В результате легальные производители стали снижать производство. Как следует из доклада компании Japan Tobacco International, продажи табака в последнее время снижались на 2% в год, а в нынешнем году производство упадет на 7%. Несложно понять, какой именно рынок прирос на эти 7%.
Уже сегодня российский бюджет недополучит из-за теневого рынка порядка 40 миллиардов рублей: правительство снизило в этом году план на поступление от табачных акцизов с 272 до 232 миллиардов рублей.
Не лучше ситуация на алкогольном рынке. Вот что рассказал на круглом столе председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров:
— Сегодня теневой сектор алкоголя приближается к 40%. Огромные партии спиртного идут из Казахстана. Если этот процесс не остановить, то через два года 40% будет у нас, легальных производителей. А у теневиков, соответственно, 60%.
Любопытно, что рост контрабанды и производства табачного самопала отмечается не только в нашей стране. Один из гостей круглого стола Пит Коллингз, ведущий экономист Oxford Economics, рассказал, что в законопослушной Европе вслед за повышением акцизов также отмечается рост теневого рынка. Видимо, прав Карл Маркс, который говорил, что с ростом доходности капитал теряет всяческую совесть.
— Россия может совершить, если уже не совершила, большую ошибку, — заметил Коллингз. — Германия уже пыталась обложить табачную промышленность высокими налогами. Это было в 2002 году. А спустя четыре года отказалась от этой идеи и заморозила ставки акцизов. Потому что там произошло то, что сейчас происходит у вас — подпольный бизнес захватывает рынок.
Есть ли выход из этой ситуации? Коллингз советует присмотреться к опыту Японии, где акцизные сборы зависят не от цены продукции, а от уровня жизни населения.
Впрочем, есть и другие варианты вернуть выпадающие доходы. Например, как можно скорее заняться выравниванием акцизов на территории всех трех стран, входящих в Таможенный союз, иначе получается игра в одни ворота — мы отменили границы и развязали руки контрабандистам и подпольным цеховикам. Также необходимо ужесточить наказание за продажу сигарет без акцизных марок и ввести конфискацию оборудования, которое используется для нелегального производства сигарет, — считают участники круглого стола.