Коротки отпуска у артистов Мариинского театра. Ещё недавно, в августе, собирал там аншлаги традиционный, в текущем году ХХХ111-й, фестиваль «Звезды белых ночей», закрывавший сезон 2024/25 гг. А в сентябре стартовал уже новый сезон, обещающий стать не менее ярким. Сентябрьские концерты и спектакли, собравшие знаменитых исполнителей со всего мира, тому свидетельством.
В легендарной «Тоске» Джакомо Пуччини, к примеру, на сцену выходили Татьяна Сержан, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский, которых публика знает и любит. А в «Кармен» титульную партию исполнила великолепная Юлия Маточкина, признанная одной из лучших мировых меццо-сопрано. За дирижерским пультом этих спектаклей был сам Валерий Гергиев.
«Балетные» тоже быстро вошли в «рабочий режим» репетиций и выступлений. Блистательная Виктория Терёшкина танцевала «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова в дуэте с Романом Беляковым. А её коллега фееричная Рената Шакирова (одна «Аннюта» в её исполнении чего стоит!) – в главных партиях «Ромео и Джульетта» Прокопьева; «Чудесного мандарина» Бартока (репертуарная редкость!); «Баядерке» Минкуса, вошедшей в «золотой фонд» русской классики как один из самых популярных балетов.
Не только потому, что он о любви, которая всегда привлекает публику. Причем, любви грешной по тем временам и в той стране, где происходят события: экзотическая Индия с её слонами, факирами; знатный её воин, храмовая танцовщица, к которой он воспылал страстью... На этом фоне – поставленные Мариусом Петипа фактически русские танцы, объединившие строгие вековые традиции и возвышенную поэзию классической хореографии. Мало восточного и в музыке - галоп, вальс, модные ритмы времени. Кстати, именно из России пришел на Запад этот спектакль спустя много лет после его создания!..
Первой исполнительницей роли Баядерки стала, вопреки, опять же традиции конца Х1Х-го века, российская прима Екатерина Вазем. До неё все главные партии на наших сценах исполняли только итальянские танцовщицы. После неё - Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Марина Семёнова, Наталья Дудинская... Все очень несхожие по темпераменту, в прочтении образа, технике. Но однозначно талантливые, самобытные.
Рената Шакирова добавила «в картинку» новых красок. Поистине «О, Баядерка, о прекрасный цветок!» – Как поется в одноименной оперетте Имре Кальмана.
Уходящий сентябрь в Мариинском театре можно смело назвать «Шакировским». Помимо уже названных спектаклях, танцует Рената 30 сентября также в «Медном всаднике» Глиэра. Её партнер в этом балете - Филипп Стёпин.
Получается, «звезды белых ночей» плавно перешли в «осенний режим». И как справедливо замечено астрономами, деление созвездий на летние и осенние чисто условное. Некоторые из них видны в оба времени года, меняются лишь их положения. Для любимца муз Пегаса, например, данное время года самое благоприятное, кульминационное!
В октябре такой кульминацией станет комедийный балет Шостаковича «Светлый ручей» в исполнении артистов Большого театра. Его мировая премьера прошла в 1935 г., в городе на Неве. И он о группе столичных артистов, приехавших в колхоз выступить на празднике урожая. По тем временам – самый «ходовой» сюжет в отечественном искусстве. Принят был балет, как зрителями, так и критикой, доброжелательно.
Практически сразу после премьеры в Ленинграде, «Ручей» переехал в Москву. Среди исполнителей были Суламифь и Асаф Мессерер (близкие родственники легендарной отечественной примы Майи Плисецкой), Софья Головкина, Алексей Ермолаев. Но сценическая его жизнь оказалась, увы, недолгой. Всё из-за навета некоего партийного работника опубликовавшего в1936 году в газете «Правда» критическую статью. По версии некоторых историков, это мог быть кто-то из ближнего круга Сталина...
Однако же, постановка эта не забылась. Спустя 70 лет, в начале «нулевых», состоялась его современная премьера, скорректированная с неблизким прошлым. В хореографии это выразилось в единении разных стилей: от старинной пантомимы до советской акробатической удали из физкультурных парадов.
Отдельная «песня» «игра с переодеваниями», итог которого - исполнение мужского танца балериной и женского - танцовщиком. Пародийно-китчевый стиль оформления (художник-постановщик Борис Мессерер) добавляет легкости в восприятии оригинального спектакля. Петербургскую публику ждут в октябре пять представлений «Светлого ручья»!
И, на посошок, о неоконченной опере Чайковского «Мандрагора». Известно, что её идея возникла у Петра Ильича после знакомства с профессором ботаники, он же математик, фольклорист, автор статей об искусстве, Сергеем Рачинским, который и написал либретто. «Я было решился приняться за это либретто, но приятели отговорили, доказывая, что опера выйдет несценичная», - писал Чайковский, создав лишь один музыкальный фрагмент. Как всё у него - волшебный. Это «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь». Его исполнили в декабре 1870 г., в Москве под управлением Николая Рубинштейна.
И вот смелый режиссер нашелся. Точнее, сразу два: Петр Дранга и... Искусственный интеллект. Он помог написать либретто, доработал музыкальную ткань, создал визуальные, а также сценографические решения. Дирижер постановки – Валерий Гергиев. Исполнители - артисты Большого и Мариинского театров.
Минувшим летом их совместный с GigaChat, SymFormer и Kandinsky труд оценил узкий круг почетных гостей Петербургского международного экономического форума. Оценки были преимущественно со знаком «+».
Услышать первую в мире оперу с ИИ на Новой сцене Мариинки вскоре сможет любой желающий.