Нынешний январь оказался самым снежным за последние полвека. Обычно в этом месяце высота сугробов достигает примерно 40-45 см, а в этом году она превысила 104 см. Об этом на днях сообщил генеральный директор Метеобюро Москвы и Московской области Алексей Ляхов. Понятно, что такая ситуация прибавила работы коммунальным службам, которые практически круглые сутки расчищают улицы. С начала зимы на снегоплавильные пункты уже вывезено более 9 млн кубометров снега.
Как рассказал заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, если в США и Европе выпадает 5 см снега, движение останавливается — полный коллапс. «У нас же, несмотря на сильнейшие снегопады, транспорт по дорогам идет, никто никого не останавливает, — напомнил заммэра. — В Москве нет такого общественного места, куда нельзя было бы подъехать во время снегопада — к школе, поликлинике, метро. Везде все почищено, все убрано».
У коммунальных служб не бывает выходных и праздников. Метеорологи обычно за несколько дней предупреждают о надвигающейся стихии, чтобы дать возможность для подготовки. Дороги заблаговременно обрабатывают противогололедными реагентами. Причем особое внимание уделяется крутым спускам, мостам и эстакадам, тоннелям. Одновременно с этим в полную готовность приводится снегоуборочная техника. Эта работа по регламенту зимней уборки должна быть выполнена за три часа, а на МКАД, транспортных развязках и основных магистралях — за один час.
Реагенты «топят» снег, не давая ему замерзнуть, чтобы затем снегоуборочная техника могла его легко и оперативно собрать. Как отмечают эксперты, она выезжает каждые три часа, если снег стеной. Например, во время сильных снегопадов на столичных улицах посменно работали примерно 140-150 тысяч человек, а также около 33 тысяч снегоуборочных машин (18 тысяч в дневное время и 15 тысяч ночью). Причем, по данным коммунальных служб, парк спецтехники обновлен на 72%. Это удалось сделать благодаря изменению системы организации снегоуборки. Так, еще в прошлом сезоне ее проводили подрядчики, которых выбирали по итогам конкурсов, и зачастую победителями становились «дешевые» компании, которые не могли обеспечить качественную уборку. Сейчас основной объем работ выполняет государственное бюджетное учреждение «Жилищник». Это позволило скоординировать мероприятия и расходование средств, а сэкономленные ресурсы направить на развитие технического парка.
Снег с тротуаров, например, убирают с помощью специальной техники и вручную. Кстати, по нормативам выпавшие осадки с этих территорий должны удалить за 12 часов, в крайнем случае в течение суток, а весь снег вывезти за четыре дня. Если же на тротуаре плитка, тогда его убирают только вручную. После уборки пешеходных зон спецтехникой на тротуарах может остаться снежный накат, который должен быть обработан мраморной крошкой.
Процесс уборки контролируют несколько столичных ведомств. Так, отделы префектур отслеживают ситуацию по системам видеонаблюдения и при необходимости сигнализируют службам о проблемных участках, на которые оперативно выезжает дополнительная техника. Единый ситуационно-мониторинговый центр учреждения «Автомобильные дороги» контролирует передвижение техники с помощью российской спутниковой системы ГЛОНАСС, она позволяет «видеть» каждую машину и следить за расходованием топлива. Сигнал о перемещении объекта передается в пункт контроля с частотой не менее 2 минут. Качество уборки отслеживается с помощью городской системы видеонаблюдения. Кроме того, этот вопрос курирует Объединенная административно-техническая инспекция (ОАТИ). Эта же организация следит за уборкой скатных крыш. За состояние придомовых территорий отвечают управляющие компании или ТСЖ. Также чистоту во дворах контролируют сами жители. С помощью налаженной городскими властями обратной связи они сообщают на сайт «Наш город» о недоработках коммунальщиков. По регламенту жалобу жителя должны рассмотреть за восемь дней, но, как правило, ответ можно получить уже в течение суток.
На заметку
Ведомства, которые принимают жалобы на плохую уборку:
— горячая линия управы района;
-горячая линия Объединенной административно-технической инспекции — 8 (499) 264-96-81;
— управляющая компания или товарищество собственников жилья (телефон можно найти на квитанции за коммунальные услуги);
— портал mos.ru в разделе «Городской советник»;
— портал «Наш город»;
— департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (он принимает жалобы на качество реагентов или на снег на газонах) — 8 (495) 644-20-77.