Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем новом спектакле «Игра интересов». В его основу легли две знаменитые пьесы начала ХХ века.
Ту, что дала название постановке, написал нобелевский лауреат испанский драматург Хасинто Бенавенте. Это фарс о двух молодых аферистах, всяческими уловками выбившихся в высший свет городка, куда они приезжают. Другое произведение – «Конец пути» Роберта Шериффа – окопная драма о Первой мировой. Английский писатель сам воевал и был тяжело ранен. Пьесу он написал в 1928 году, ее поставили в Лондонском театре Аполло, отдав главную роль 21-летнему Лоуренсу Оливье.
В нынешней же премьере на сцене РАМТа Стенхоупа пронзительно играет Максим Керин, и это одна из его лучших работ. Действие начинается с веселой плутовской интриги «Игры интересов», а задник в это время прикрыт громадным изображением полотна Томаса Коула «Крушение» 1836 года, живописующего ужасы войны. За ним потом обнаружится ниша, где над камнями клубится дым: это блиндаж героев «Конца пути». И здесь совсем другая жизнь – суровая, полная боли и потерь. Командир роты Стенхоу так совестлив, что отказался от отпуска, остался на передовой. Правда, он много пьет и не очень-то рад, когда в роту прибывает младший брат его невесты, наивный офицерик Рали (Максим Заболотний). А дальше разворачивается рвущая душу драма, где есть трусы и герои, причем первые остаются в живых – в отличие от тех, кто честно воюет...
А в другой истории друзья Леандр и Криспин (Андрей Лаптев и Иван Юров), выдающие себя за важного господина и его слугу, располагаются в лучших апартаментах и посещают местный бал светской вдовы доньи Сирены (Мария Рыщенкова). Повесы шикуют в долг, но, как выясняется, многие здесь живут таким же образом. Главный городской богач Полишинель (Александр Гришин) нажил деньги не праведными трудами. Он время от времени бьет жену (Татьяна Матюхова), но тут же одаривает ее драгоценностями, чему местные кумушки очень завидуют: их-то мужья колотят просто так, без подарков. Словом, жители городка не так уж далеко ушли от двух заезжих обманщиков.
Фарс, где все в чем-то притворщики, и суровая окопная правда – можно сказать, антиподы. В одной истории – богатые костюмы и легкомысленные танцы, в другой – суровый военный быт и горечь потерь. Сцены эти чередуются, и зрители ждут, когда два разных мира хоть в чем-то пересекутся. Но этого так и не случится. Только в самом финале герои поменяются местами. Персонажи жизненной военной истории выйдут на авансцену, а герои «кукольной комедии, в которой нет ничего настоящего», займут нишу на втором плане.
И становится ясно, что написавший инсценировку Алексей Бородин показал в спектакле и наше время, где две реальности не желают пересекаться. В одной смерть и разрушения правят бал, а в другой все думы о том, как урвать кусок пожирнее.
