«Вы пришли в городской парламент далеко не в «сахарный» период. Во власти легко работать в ситуации бурного роста экономики и бюджетных доходов. Гораздо сложнее управлять городом в кризисный период, когда приходится принимать непростые и не всегда популярные решения», — сказал Сергей Собянин, выступая перед депутатами Московской городской думы с ежегодным отчетом о результатах деятельности правительства. По сложившейся традиции мэр не только говорил о том, что было, но и рассказал о перспективах развития города, бюджетных программах и проектах на 2015-2017 годы.
Разговор о приоритетах развития Москвы Сергей Собянин начал с главной городской проблемы — проблемы транспорта. В этом направлении проделана огромная работа. И после двух десятилетий постоянного ухудшения ситуации на дорогах в этом году она стабилизировалась.
«Разумеется, город не победил пробки. Но наметившаяся тенденция — на фоне все увеличивающегося населения и количества машин — говорит о том, что мы на правильном пути», — сказал мэр.
Переломить негативные тенденции удалось во многом потому, что работа велась по всем фронтам: строительство магистралей, наведение порядка на дорогах и улучшение качества общественного транспорта. Так, по сравнению с 2010 годом темпы ввода новых дорог в Москве выросли в четыре раза — с 20 км до 80 км в год. Была введена платная парковка, это наиболее сложное решение для московского правительства. Однако в результате ее введения скорость транспорта увеличилась на 12%.
«От платной парковки выиграли все, кого затронул этот процесс, — и жители, у которых под окнами стало больше порядка, и сами автовладельцы, которые меньше стоят в пробках», — отметил мэр Москвы.
Одновременно с этим в последние годы были установлены дополнительные ограничения для движения грузовиков, заработала система видеофиксации нарушений, организована эвакуация неправильно припаркованных машин. Но главное, что удалось сделать, — повысить популярность общественного транспорта.
«Летом мы провели уникальный проект — общественное обсуждение автобусных маршрутов, в котором приняли участие более 80 тысяч москвичей, — рассказал мэр. — По итогам обсуждения уже открыто шесть новых автобусных маршрутов. А начиная с 2015 года город приступит к формированию единой сети автобусных перевозок. Право возит-ь пассажиров будет разыграно на конкурсах по принципу «один маршрут — один перевозчик». Частные перевозчики должны будут работать по единым стандартам, включая бесплатную перевозку льготников и регулируемые тарифы на проезд. Анархия маршруток на городских дорогах постепенно уйдет в прошлое.
Кстати, в результате длительной заморозки цен на билеты реальная стоимость проезда в общественном транспорте сегодня на 20% ниже, чем в 2011 году».
Знаковым событием 2014 года стал выход на линии нового столичного трамвая, который сразу же завоевал популярность у москвичей. В 2010 году было восстановлено и модернизировано 24,7 км линий, с 2011 по 2014 год — 162,7, а в планах — до 2017 года — обновление 242,7 км сетей. Параллельно было реконструировано свыше 100 км трамвайных путей, и эта работа продолжается.
Еще одна тема, которая всегда будет оставаться в центре внимания правительства Москвы, — здравоохранение. За четыре года работы были успешно решены две важнейшие задачи, стоявшие перед столичным здравоохранением. Во-первых, городские больницы и поликлиники оснастили современным оборудованием. Так что теперь по укомплектованности томографами, аппаратами УЗИ, рентгеном московские клиники не уступают или даже превосходят европейские медицинские центры. Во-вторых, была проведена структурная модернизация системы здравоохранения. Сегодня вместо 450 маломощных районных поликлиник в Москве работают 40 детских и 46 взрослых амбулаторно-диагностических центров с полным штатом специалистов. В выигрыше от всех этих преобразований оказались пациенты. По словам Сергея Собянина, еще три-четыре года назад к врачам-специалистам в поликлинике приходилось записываться за две недели. Сегодня к большинству узких специалистов можно попасть на прием через три-пять дней.
«Основной задачей ближайших лет будет повышение квалификации врачей и медицинских сестер, профессиональное мастерство которых должно соответствовать уровню нового современного оборудования, — заметил мэр. — Чтобы решить эту задачу, в городе созданы два современных обучающих центра — для хирургов и для врачей «скорой помощи».
Кроме того, город продолжает строить новые медицинские учреждения. В планах на 2014-2017 годы ввод 80 новых объектов медицинского назначения: одна половина из них — за счет городского бюджета, а другая — за счет средств частных инвесторов.
Мэр столицы рассказал, что за последние годы объем финансирования образования увеличился более чем на 60%. Только в этом году из городского бюджета выделены средства на строительство 208 новых школ. Средняя зарплата учителя превысила 65 тысяч рублей в месяц, то есть на 70% выше, чем в 2010 году.
Несмотря на все трудности с бюджетом, правительство Москвы всегда поддерживало москвичей старшего поколения, инвалидов, семьи с детьми. Помимо традиционных социальных выплат и льгот в Москве адресную поддержку получали люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. За последний год были приняты и работают адресные программы поддержки одиноких неработающих пенсионеров, малообеспеченных многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Всего же за четыре года дополнительную помощь и поддержку получили порядка 600 тысяч москвичей.
Кстати, важный тренд уходящего года — рост социальной активности москвичей, которые хотят участвовать в делах родного города. Портал «Наш город» уже стал крупнейшим в России (да, наверное, и в мире) электронным каналом решения городских проблем. Ежедневно москвичи оставляют на портале порядка 2 тысяч обращений, что в три-четыре раза больше традиционных бумажных жалоб, поступающих в правительство Москвы.