На днях Владимир Путин рассказал о травме, полученной им когда-то на футболе. И это не единственная известная спортивная травма российского президента. Удивительная тенденция: многие топ-политики обожают спорт и занимаются им страстно, не щадя себя. Порой — с риском для здоровья, столь необходимого для выполнения должностных обязанностей.
Может, потому, о казусах, случающихся с ними во время занятий спортом, государственные мужи предпочитают не распространяться. Из уст российского лидера такие признания вылетают особенно редко. Но тут был особый случай — заседание по поводу футбольного чемпионата мира 2018 года. Пожаловали первые лица ФИФА. Разговорились о том, что на синтетических газонах играть неудобно. «Знаю на своем собственном опыте — играл когда-то, давно уже, на искусственном поле. Я редко играю в футбол, а тут сломал себе ключицу. Всю жизнь занимался дзюдо без серьезных травм, в футбол начал играть — просто споткнулся и воткнулся плечом», — рассказал Путин.
Один случай, когда президент получил повреждение на дзюдо, впрочем, известен. Два года назад у него возникла проблема с позвоночником — на саммите АТЭС во Владивостоке Путин прихрамывал. Врачи рекомендовали ему по минимуму летать в самолетах, и все зарубежные поездки были отложены на месяц. Также был перенесен визит в Россию главы правительства Японии Йосихико Нода. Пресс-секретарь Дмитрий Песков тогда выразился обтекаемо: «Действительно, он потянул мышцу. И раньше она у него болела. У любого спортсмена много травм, тем более у тех, кто занимается спортом активно и ежедневно, как Путин. Раньше он тренировался полупрофессио-нально и сейчас тоже тренируется не любительски». О том, что проблема связана с дзюдо, все узнали из уст Александра Лукашенко. «Путин обожает дзюдо. Поднял соперника, бросил его и повредил позвоночник», — сообщил глава Белоруссии. По его словам, травма помешала Путину принять участие в хоккейном матче с командой белорусских политиков.
Часто получал спортивные травмы и бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он заядлый футболист, но его коленным суставам упражнения с мячом категорически не нравятся. Дважды Юрию Михайловичу приходилось делать операции на мениске. После каждой из них помощник мэра носил для него палочку, но тот храбрился, на людях отказывался от трости и даже пытался танцевать.
А однажды градоначальник появился на службе с ссадиной на лбу и гематомой на левом глазу. Коллеги забеспокоились, и Лужков во избежание кривотолков поведал, что «разукрасило» его на горнолыжном спуске. «На хорошей скорости вылетел на пригорок в Австрии на обледенелом спуске. Лыжи тяжелые — ноги вверх», — сказал он, отметив, что легко отделался. А на пожелания беречь себя возразил: «Это для меня как наркотик. Кто раз попробовал горные лыжи, никогда уже не бросит».
Не понаслышке знаком с тяготами спортивной жизни и президент США Барак Обама. Его страсть — баскетбол. В юности он считался техничным левшой, носил забавную кличку Барри О’Бомбер, а однажды победил со своей командой в первенстве штата Гавайи. В статусе президента он регулярно участвует в матчах — даже распорядился переделать теннисный корт, находящийся на территории Белого дома, в баскетбольную площадку. Однажды, во время любительского поединка после Дня благодарения, соперник локтевым ударом рассек ему губу. Личный врач Обамы оперативно наложил 12 швов. Белый дом поспешил заверить всполошившуюся общественность, что удар был неумышленным, и на следующий день Обама как ни в чем не бывало снова отправился на баскетбол. Правда, уже в качестве зрителя.