Перед открытием нового московского театрального сезона самое время подвести итоги нынешнего. Прошлой осенью он поражал бумом посещаемости спектаклей, притом что средняя цена билета на них уже тогда составляла 4 тысячи рублей. Введение в начале года обязательной продажи билетов по паспортам несколько подкосило индустрию. Но все равно во многих театрах и сейчас наблюдаются и полные залы, и отсутствие билетов на спектакли уже на старте продаж. Причем наибольшей популярностью пользуются постановки отнюдь не развлекательного характера, а те, что для ума и сердца.
Уже в середине лета раскупили билеты на сентябрьские и даже октябрьские показы некоторых премьер этого сезона, например, таких, как: «Сато» Филиппа Гуревича в Театре Наций и «Шинель» Антона Федорова в «Пространстве «Внутри». Театр сегодня стал местом, где можно найти близких по крови людей и не в одиночку переживать и осмысливать нынешнюю нелегкую реальность. Примета нашего времени — постмодернистские, не самые простые для восприятия спектакли, требующие от зрителя интеллектуальной работы. Самыми интересными из них для меня в этом сезоне стали работы двух режиссеров — лидеров сегодняшнего российского театра: «Улитка на склоне» Петра Шерешевского в МТЮЗе и «Дон Кихот» Антона Федорова в Театре Наций. Большое удовольствие — считывать заложенные в постановках смыслы и аллюзии, наблюдать, как классика перекликается с сегодняшним днем. К тому же в обоих спектаклях есть прекрасные актерские работы. Так же как и в «Тартюфе» Евгения Писарева в Театре Наций — стильной, умной и ироничной постановке о человеческой разобщенности и крахе иллюзий.
В этом году отмечалось 80-летие Победы в Великой Отечественной. Из премьер, в которых идет речь о той уже далекой войне, я бы выделила «В родном городе» Сергея Женовача по повести Виктора Некрасова в «Студии театрального искусства». Спектакль с прекрасными молодыми актерами без надрыва и пафоса говорит о войне как о величайшем бедствии, ломающем судьбы, после которого трудно найти себя в мирной жизни.
Значимым стало и первое в Москве воплощение на сцене знаменитой книги Ивана Шмелева «Лето Господне» в одноименной постановке Марины Брусникиной в РАМТе, рассказывающей о взрослении в атмосфере жизни по церковному календарю и о том укладе быта, который был навсегда утрачен после революции.
Другая тенденция сегодняшнего дня: большинство интересных, острых и в то же время душевных спектаклей рождаются на малых сценах. Эти постановки отличаются многообразием форм. Например, один из лучших в этом сезоне спектаклей «Курьер» нынешнего худрука «Ленкома» Владимира Панкова в «Центре драматургии и режиссуры» поставлен по повести Карена Шахназарова в жанре саунд-драмы, где музыка — равноправный участник действия. Слова из советской песни, ставшей лейтмотивом постановки — «Должны смеяться дети и в мирном мире жить», — звучат вызывающе в наше время.
Остроактуальной выглядит и главная идея мощного спектакля режиссера Татьяны Тарасовой со студентами в ГИТИСе «Я — Гамлет Ошибка», в котором молодые актеры переосмысливают пьесу Шекспира с точки зрения дня сегодняшнего. Кстати, в этом сезоне столицу накрыла настоящая «гамлетомания» — великая шекспировская трагедия была поставлена аж на семи сценах! Пришло время задаваться философскими вопросами о нашем месте в этом мире, о действии и бездействии?
Размышление о том, как пережить все, что случилось в последние годы, включая и личные невзгоды, — тема спектакля в жанре панк-кабаре «Философия другого переулка», созданного драматургом Екатериной Троепольской и поэтом Андреем Родионовым в камерном театре «Среда 21».
Среди значимых постановок малой формы в этом году — и «Лавина» Сойжин Жамбаловой по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу о том, что косность мышления может быть смертельно опасна. Радует, что театр «Шалом», на сцене которого это можно увидеть и который в последнее время является одним из самых заметных в столице, в этом году перестал быть камерным — департамент культуры передал театру здание бывшего Центра имени Мейерхольда на Новослободской улице, 23.
И еще одна постановка, о которой невозможно не упомянуть, — «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ имени Чехова по пьесе Александра Вампилова. Этот автор очень востребован в последнее время среди современных режиссеров, и неспроста. Спектакль в Камергерском переулке с Александром Семчевым в роли Сарафанова можно назвать прививкой человеческой теплоты, смелости довериться родному не по крови, но по духу человеку и принять его в свое сердце. Словом, всего того, чего нам сегодня так не хватает в окружающем мире.