Вчера 60 московских школ начали эксперимент по внедрению электронных учебников. Из всех предложенных вариантов для апробации и дальнейшей доработки было выбрано 11 видов учебников по разным предметам. Эксперимент продлится до конца IV четверти. Хороша идея или не очень?
По мнению первого заместителя руководителя департамента образования Москвы Вениамина Каганова, ответ однозначный:
— Плюсы и минусы для кого? Если для ребенка, ученика, то минусов я вообще не вижу. Ведь электронный учебник — это инструмент, позволяющий ребенку (да и взрослому тоже) в интересной и удобной форме получить дополнительную информацию, в интерактивном режиме провести эксперимент в виртуальном пространстве, посмотреть видеофильм и ответить на вопросы по его содержанию. Да и еще очень много чего сделать. Как любая возможность, она не отменяет другие, а дополняет.
Каганов уверен, что на успеваемости ученика электронная книга может отразиться либо хорошо, либо никак:
— Уверен, что «никак» будет редко. Все-таки электронный учебник — это интересно, удобно, современно, а значит — больше мотивирует на занятия.
С этим трудно спорить. Можно сказать и о том, что развитие компьютерных навыков — это путевка в жизнь. А как электронные учебники скажутся на здоровье школяра?
— Посмотрите, сколько детей нынче в очках! Зрение они испортили без помощи компьютера. Чтение с современного экрана не более опасно, чем чтение книг или просмотр телевизора, — говорит Каганов. — В любом случае при образовательном процессе есть требования, которые нужно соблюдать и которые обеспечивают безопасность использования любых технологий.
Еще раз подчеркну: мы не стремимся вытеснить бумажный учебник, мы всего лишь стремимся дать новый, более эффективный инструмент познания.
Правда, не все учителя и родители с таким энтузиазмом встречают эксперимент. По мнению завуча одной московской гимназии Елены Деминой, электронные учебники могут стать серьезным испытанием для здоровья ученика.
— Существуют санитарные нормы, согласно которым ученик может пользоваться компьютером всего около 15 минут в день. Но сейчас предлагается весь учебный день сидеть уткнувшись в экран планшета. С другой стороны, новый гаджет намного удобнее учебника, хоть там и нельзя на полях делать отметки карандашом, — отметила Елена.
В общем, по итогам эксперимента в московских школах будет принято окончательное решение. А там и до отмены бумажных учебников дело дойдет. Зато лес сбережем.