Главная Жизнь 01:01 02 Сентября 2000 176
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: ВСЕ МЫ В НЕКОТОРОМ РОДЕ СТАРЫЕ КЛЯЧИ
В издательстве "Вагриус" в серии "Мой ХХ век" выходит книга Эльдара Рязанова "Неподведенные итоги". Сегодня мы публикуем отрывок из нее, В СОКРАЩЕНИИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОСЛЕДНЕМУ ФИЛЬМУ РЯЗАНОВА "СТАРЫЕ КЛЯЧИ", КОТОРЫЙ ВИДЕЛИ ПОКА ТОЛЬКО "ИЗБРАННЫЕ" ЗРИТЕЛИ.

Глава эта - своеобразное признание в любви собственному фильму "Старые клячи". Не принято, чтобы автор хвалил свое произведение. Боже, какой "моветон" и даже хуже! Тут автор либо расписывается в том, что он болван, либо зазнайка, который не воспринимает себя адекватно. Но я нарушу это неписаное (и справедливое) правило. В конце концов в семьдесят три года я имею на это право. Мне очень нравятся "Старые клячи", я восхищен этой лентой, считаю ее замечательной. Не слабо выразился, верно? Я догадываюсь, что в картине есть недостатки, просчеты, ошибки, но они мне тоже дороги. Когда любишь, то принимаешь все целиком. Можете считать меня самовлюбленным наглецом. Но это вовсе не значит, что все должны разделять мое суждение о картине. Вот, например, многие критики его и не разделяют. "Старым клячам" досталось от них на орехи.
История со "Старыми клячами" началась с того, что руководитель компании "Киномост" Владимир Досталь предложил мне ознакомиться со сценарием дебютантов Владимира Моисеенко и Юрия Федорова "Партия на четыре голоса". В этом сочинении были намечены четыре любопытных женских характера, существовали отдельные милые эпизоды, попадались симпатичные трюки, но сюжет, прямо скажем, не сложился. Я обещал подумать... Около двух недель я вроде бы и не вспоминал прочитанный опус, но, как я сейчас понимаю, какая-то внутренняя работа шла. Однажды я проснулся около четырех часов утра, и вдруг, за несколько часов бессонницы, выстроился основной сюжетный ход, возникли новые персонажи и неожиданные эпизоды. И название сочинилось - ироническое и хлесткое: "Старые клячи". Я рассказал о придуманном руководителям "Киномоста" и молодым сценаристам. Мои предложения понравились, и мы втроем принялись за написание сценария. Мои соавторы оказались способными, остроумными, легкими в работе людьми. Работали мы дружно, и в результате, сделав два или три варианта, родили на бумаге киносочинение, которое мне предстояло экранизировать. Сценарий получился эксцентрическим, отчасти трюковым, немного сатирическим, в какой-то степени музыкальным, с песнями и концертными номерами, а также с мелодраматическими эпизодами, которые должны были придать будущей комедии щемящую грустную ноту. Первым делом был определен композитор - Андрей Петров. Но главная проблема - это подобрать четырех суперзвезд, которые должны были сыграть "старых кляч". Людмила Гурченко на роль Лизы возникла сразу, окончательно и бесповоротно. На другие роли обсуждались разные кандидатуры, среди которых одна артистка была лучше другой. В результате "Старых кляч" сыграли Л.Гурченко, Л.Ахеджакова, С.Крючкова, И. Купченко. Когда удалось собрать в один фильм таких замечательных, популярных, именитых актрис, за каждой из которых тянулся шлейф блистательных ролей, то я, признаюсь, немного перетрусил. Стал бояться так называемого "террариума единомышленниц". Опасался, что между исполнительницами может возникнуть чувство соперничества, желание "тянуть одеяло на себя", а вследствие этого нездоровая обстановка на съемочной площадке. Однако этого не произошло. Актрисы были не только профессиональны и талантливы, но поразили меня еще и пониманием того, что фильм ансамблевый. Ни одной вспышки истерики, скандала, ячества не было и в помине. На съемках царили дружеская атмосфера, взаимопомощь, чувство локтя. Конечно, от меня требовались дополнительные усилия, к примеру, распределять реплики более или менее поровну, в мизансценах постараться не ущемить самолюбия никого из исполнительниц. Вокальные номера тоже строились с учетом певческих особенностей каждой из "кляч". Мне это было несложно, ибо все исполнительницы мне были милы. Я восхищался дарованиями моих артисток. Они были такими разными и внешне, и внутренне, так дополняли друг друга, так виртуозно владели профессией, что мы трудились душа в душу. Я с чувством счастья вспоминаю работу с чуткими, умными, изумительными, озорными исполнительницами. Ощущение праздника не покидало меня. Не могу не сказать еще об одном. Деньги на фильм выделяли нищенские. Когда мы с исполнительным продюсером Леонидом Бицем заикнулись, что на предоставленные деньги снять такую сложную, многонаселенную картину, насыщенную трюками и музыкальными номерами, невозможно, нам ответили:
- Ну и не снимайте!
Но актерам, операторам, художникам - всем нравился сценарий. Всем нам хотелось непременно сделать эту ленту, и было решено снимать ее, получая гроши.
Люся Гурченко подвела итог:
- Зарабатывать будем в следующий раз!
Впервые у меня снимался Николай Фоменко - одна из самых популярных личностей в нашей стране. Шоумен, телеведущий, музыкант, автогонщик, сочинитель шуток "от Фомы" по радио, театральный артист, киноактер - он везде и всюду. Быстр, легок, талантлив, остроумен, изящен. Потряс он меня и своей пунктуальностью, дисциплинированностью, точностью, готовностью как лезть под струю дерьма, так и окунаться в воду Москвы-реки. Впрочем, по консистенции эти две субстанции недалеки одна от другой. Работать с ним легко, а характер у него потрясающий - контактный, дружелюбный, подвижный. У эстрады я "одолжил" еще и Михаила Евдокимова. В ленте "Не валяй дурака..." он покорил меня своим тонким реализмом. Евдокимов отделил свою роль в кино от наработанного эстрадного персонажа, что не так-то просто. В нашей картине он сыграл сочно и колоритно, создав, как мне думается, образ очаровательного ворюги.
Да и Фоменко в роли Хоменко (из чего следует, что роль писалась специально на него) изобразил неоднозначного "нового русского". В персонаже Фоменко намешано многое: он и обаяшка, и как бы интеллигент, вроде бы и деликатен, и хорошо одет, и в консерваторию ходит, но нутро у него хищное, спекулянтское, безжалостное. Любопытный характер создал и мой старый, испытанный друг Валентин Гафт. Безрассудный смельчак, бывалый служака, рисковый генерал, солдафон с нежной душой - таким предстает персонаж Гафта. Его генерал Дубовицкий готов на все в своей безудержной экспансии, продиктованной добротой и порядочностью. Чтобы накормить своих солдат, он играет в рулетку, где проигрывает не только свое жалованье, но и кассу дивизии. Чтобы помочь старым клячам, которые выступают в пустом зале, он поднимает по боевой тревоге дивизию, и солдаты "берут штурмом" партер и бельэтаж Театра эстрады.
Обаятельный, самоигральный Мамука Кикалейшвили предстал у нас "лицом кавказской национальности", торговцем фруктами, эксплуататором Лизы (Л. Гурченко). Его спекулянт и смешон, и жалок. В результате к нему скорее проникаешься сочувствием, а не отвращением. Мамука покорил нашу съемочную группу талантом и дружеством. Каковы же были наши ужас и боль, когда буквально через несколько дней после премьеры мы узнали о его безвременной скоропостижной кончине. Ему еще не исполнилось сорока лет. Оборвалась жизнь замечательного артиста и человека. Какое горе!..
А еще в фильме играли одареннейшие Роман Карцев, Михаил Державин, Валентина Талызина. Большая удача, что мне удалось собрать великолепный актерский ансамбль.
Для меня в фильме стала главным верность правде, духу времени, что и диктует действия персонажей. Главным стало следование логике характеров наших героинь. Эксцентричность сценария заключалась еще в применении мотивировок, бывших на грани вероятного. Например, возможно ли, чтобы выигрыш в рулетку выпал подряд четыре раза на один и тот же номер? Теоретически возможно. Или способен ли автомобиль плавать под водой с пассажирами внутри, как подводная лодка? Теоретически способен. Этого нам, соавторам сценария, казалось достаточным, чтобы выстраивать сюжетные ходы. Да, мы знали: подобное построение фабулы - на грани реального, на границе возможного. Но нас это не смущало. Мы видели в этом прелесть и иронию.
Кроме того, хотелось смешать воедино все то, чем богата жизнь. А именно - смешное, нелепое, грязное, благородное, жалкое, беспардонное, печальное - все это вплести в ткань картины. Мешанине жанров должны были способствовать также и удалые, немыслимые трюки. Не могу не рассказать о нашем умопомрачительном бесшабашном каскадере Сергее Воробьеве. Лихой выдумщик трюков и бесстрашный их исполнитель, Воробей, как ласково звали его в группе, гонял допотопный, еще довоенный, ЗИС со страшной скоростью, плавал на нем по Москве-реке, топил его, мчался на этом раритете по рельсам в тоннеле метро. Именно он летал во Дворце культуры в образе человека-жука, круша все вокруг себя. К несчастью, во время съемок этого номера оборвалась страховка, и Сережа упал с большой высоты в проход между креслами. Если бы он свалился на ряды кресел, то... Лучше об этом не думать. Хочу привести его первые слова после падения:
- Не доснимайте эпизод без меня. Я через пару недель выйду из больницы и доделаю все сам.
Так и случилось. Еле залечив раны, он уже вернулся на съемочную площадку и летал в образе жука, завершая свои разбойные разрушения Дворца культуры.
Жанровую особенность нашей картине придавала и музыка. Андрей Петров находится в замечательной творческой форме. Он сочинил семь песен, нежных и заводных, традиционных и современных, иронических и грустных.
Юрий Ряшенцев, известный поэт, пишущий для театра и кино, сочинил для "Кляч" три песни: потешный "Гимн трубопрокатчиков", печальную, в народном стиле "Песню солдатской матери" и разухабистый шлягер "Ах, твой мобильный, твой дебильный телефон".
Три стихотворения, ставших песнями, написаны мной. На этот раз я не обманывал своего друга-композитора и выдавал ему тексты под своим именем. Это "Мчатся годы - непогоды", вещь, написанная в духе русской песни, романс генерала "Последняя любовь" и озорная песня, которую героини поют на суде.
Но главной песней фильма я считаю "Назначь мне свиданье на этом свете..." Стихотворный шедевр Марии Петровых, одной из лучших, с моей точки зрения, поэтесс века, к сожалению, недооцененной, подвигнул композитора на создание музыкального шедевра. Актрисы спели этот номер с полной отдачей, с вдохновением и трепетом.
Пожалуй, ни в одной своей постановке я не испытывал такого чувства внутренней свободы, раскованности. И мозги работали на удивление плодотворно. Все без исключения исполнители были моими единомышленниками, мы понимали друг друга с полуслова. Картина снималась в сжатые сроки, мы одолели ее за два с небольшим месяца. Во время съемок я вспоминал, как называли литературу немецкого романтизма - "Sturm und drang" (буря и натиск). Группа, собранная, как пружина, работала стремительно, слаженно, с энтузиазмом. Все были одержимы одним - сделать отличную картину.
Когда картина монтируется, очень важно, чтобы тебе самому нравилось, как получилось. И только две картины, сколько бы я их ни смотрел в монтажном периоде, всегда доставляли мне удовольствие: "Берегись автомобиля" и "Ирония судьбы". Кадры всех остальных лент никогда не вызывали у меня однозначной положительной реакции. А вот "Старые клячи" на каждом рабочем просмотре вызывали у меня радостные эмоции.
При встрече "Старых кляч" с публикой действительность превзошла все мои надежды. Прием был потрясающий и на премьерных показах в Московском Доме кино, и в петербургском кинотеатре "Аврора", и в Москве, в кинотеатре "Художественный", и на первом показе ленты в Самаре. Смех, хохот, аплодисменты во время сеанса, овация после и заплаканные глаза у людей, покидающих зал. Какая награда может быть выше?!

Комментарии для сайта Cackle

Планируется расширить список неисправностей, ведущих к запрету эксплуатации ТС

Вера Тихонова
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

На портале проектов нормативных правовых актов завершилось публичное обсуждение предложений МВД по расширению списка неисправностей, за которые можно запретить эксплуатацию транспортных средств. Пока неизвестно, какие из возражений, поступивших...

Именно так некий российский блогер решил наказать знаменитый автоконцерн

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Труд
Так видеоблогер Михаил Литвин расправился с Mercedes-Benz AMG GT 63 S, который купил почти за 13 миллионов рублей

На уходящей неделе многие СМИ не удержались от того, чтобы не поведать своим зрителям-читателям историю про некоего российского блогера, который решил наказать знаменитый автоконцерн, выпускающий мерседес, весьма оригинальным...

Всего одно событие привело к гибели городов-государств майя, на тысячелетия опередивших время

Вера Михайлова
Труд
Цивилизация майя оставила нам свои памятники и загадки. Фото: © Erhard Nerger, globallookpress.com

Международная группа ученых под руководством эксперта по геохронологии, археолога из Новой Зеландии Виктории Смит сумела разгадать одну из величайших загадок в истории человеческой цивилизации и назвала точную дату катастрофы, которая привела...

К каким выводам может привести беседа с представителем этой достойной профессии во время исполнения им своих профессиональных обязанностей

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Многовато, сказал ассенизатор, кругом дерьма. И невесело засмеялся случившейся ненароком игре слов. Как профессионал

Мы с мужем упирались до последнего. Даже когда в садах отключили воду. Слава богу, колодец есть собственный. Даже когда существенно похолодало, а газ, предназначенный для котла, закончился. Можно бы котел подключить...

Жизнь 00:03 / 30 Октября 2020 5549
Течет шампанское рекою...

Почему «Льву Голицыну» и «Севастопольскому игристому» стало тесно на полке

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фото: Stefan Obermeier, globallookpress.com

Человечеству сегодня не до праздников, но Всемирный день шампанского, случившийся на прошлой неделе, не заметить мы не могли. А вы знаете, что в 1793 году игристое французское было в санкционном...

Жизнь 00:02 / 30 Октября 2020 5452
Календарь: 30 октября

30 лет назад в Москве на Лубянке был установлен Соловецкий камень

Труд
Соловецкий камень. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

1696 День основания русского военно-морского флота. Боярская дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». 1739 Скончался Леонтий Магницкий,...

Жизнь 00:11 / 30 Октября 2020 5433
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАДом? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики «Далеко от Москвы»
Труд
Вид на Калининград. Фото: Moscow-Live.ru

Странное дело: еще и года нет, как по Земле пошел гулять коронавирус, а кажется, будто мы уже целую вечность живем в масках, с постоянным тревожным ощущением затаившейся рядом опасности. А есть ли она...

Жизнь 00:05 / 23 Октября 2020 5183
Солдат по осени считают

В России стартовал осенний призыв. Горячая пора у военкоматов и... мошенников

Максим Башкеев
Труд
Следует помнить, что военкомат никому не верит на слово. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

В России стартовал осенний призыв. Горячая пора у военкоматов и... мошенников, предлагающих купить у них разного рода справки, якобы помогающие избежать службы в армии. В обмен на немалые деньги желающие «откосить»...

30 лет назад в России был введен коммерческий курс рубля

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Картина Сергея Иванова «В Приказе московских времен» (1907). Фото из открытых источников.

В ноябре 1990-го этот курс втрое превысил официальные 63 копейки за доллар. Сегодня о том событии мало кто помнит, а 30 лет назад оно стало знаковым. В 1991-м последовала отмена знаменитой «бабочки» —...

Жизнь 00:07 / 06 Ноября 2020 5011
Все лучшее – дядям

«РЖД» пустят с молотка детский оздоровительный лагерь «Восток» в Тульской области, существующий с 1930-х годов

Иван Андриянов, журналист
Труд
Из Москвы пришел циркуляр: закрыть непрофильный актив. Из лагеря вывезли все. Фото: «ВКонтакте»

В альбоме со старыми фотографиями наткнулся на эти, из далекого уже детства. Сколько света и радости запечатлено на них! И с каким нетерпением мы, мальчишки и девчонки, ждали тогда каникул, чтобы снова очутиться в своем лагере с космическим...

Жизнь 19:01 / 31 Октября 2020 4432
Берег Маклая на карте мира

Аборигены хотят вернуть русское название Рай Коста

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Николай Миклухо-Маклай-младший - желанный гость папуасов, как и его знаменитый предок полтора столетия назад. Фото предоставлено Фондом Н. Н.Миклухо-Маклая

В ноябре исполнится 150 лет со дня отбытия русского исследователя Николая Миклухо-Маклая к берегам Новой Гвинеи, где ему было суждено стать первым европейцем, открывшим эти места и установившим добрые отношения с аборигенами....

Жизнь 21:58 / 24 Октября 2020 4066
Барк «Седов» сделал это!

Знаменитый парусник завершил прохождение Северного морского пути

Труд
Фото: © Tatyana Gritsenko, globallookpress.com

Знаменитый российский парусник завершил прохождение Северного морского пути. Впервые судно такого класса пересекало Арктику за одну навигацию и без ледокольной проводки. Самое большое в мире учебное парусное судно торжественно...

Жизнь 17:40 / 31 Октября 2020 4020
И никаких рукопожатий!

Что общего у Владимира Маяковского и Николы Теслы?

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Владимир Маяковский. Фото из открытых источников.

Таких людей веками считали чудаками и эксцентриками. А могли и в сумасшедший дом отправить, как венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818-1865), требовавшего, чтобы медики тщательно мыли руки перед каждым пациентом. В списке...

Жизнь 20:59 / 07 Ноября 2020 3881
Поищите в костре ежа

В Великобритании катастрофически сократилась численность колючих млекопитающих

Труд
Фото: © AGAMI/R. de Haas via www.imago-i, globallookpress.com

Британские зоологи бьют тревогу: в королевстве критически сократилась популяция ежей. Эксперты решили разбить специальный парк, в котором разместят домики для колючих обитателей. Эксперты советуют местным жителям делать соломенные...

Жизнь 20:25 / 07 Ноября 2020 3667
Привет от Рюриковичей

В Новгороде нашли древний артефакт

Труд
Новгородский Кремль. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В Новгороде нашли древнюю бирку из дерева. Такие купцы применяли в торговле для подсчета шкурок, коробов, бочонков. Найденная бирка датирована IX веком, то есть имела хождение во времена первых Рюриковичей. Для...

В Москве суточная заболеваемость приближается к пяти тысячам случаев

Фото: © Ke Hao, globallookpress.com

18 140 случаев заражения коронавирусом нового типа было зафиксировано в России за сутки, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на оперативный штаб. За все время пандемии в стране было зарегистрировано 1 618 116 случаев заболевания. Новые...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?