Главная Культура 00:21 02 Сентября 2022 7412
Рояль не хочет быть в кустах

Уютный Рыбинск стал для ценителей прекрасного еще привлекательнее. Здесь открылся единственный в России Музей фортепиано

Сергей Бирюков, Ярославская область - Москва
На этом инструменте «Карл Кучера», рассказывает хранитель музея Кирилл Егоров, охотно сыграл бы сам Брамс. Фото автора

Уютный Рыбинск с его красавцем Спасо-Преображенским собором, смотрящимся с крутого берега в синюю волжскую воду, знаменитой картинной галереей и вязью улиц, радующих глаз ухоженными старинными фасадами и реконструированными вывесками, стал в последнее время еще привлекательнее для ценителей прекрасного. Здесь открылся единственный в России Музей фортепиано, где собраны и, самое главное, звучат для публики такие инструменты, на которых охотно сыграли бы Шопен, Брамс, Чайковский, Рахманинов...

О пополнении в славном семействе рыбинских музеев я прочел пару лет назад. И вот благодаря недавнему фестивалю Юрия Башмета в Ярославской области выпал случай познакомиться с новой культурной площадкой лично.

:Самый центр Рыбинска, бывший Красный гостиный двор XVIII века, отреставрированный по программе государственно-частного партнерства так, что верхний третий этаж оказался в распоряжении города. Именно в эти залы муниципалитет поселил в конце 2019 года собранную московским фортепианным мастером Алексеем Ставицким и его друзьями-единомышленниками коллекцию исторических роялей и пианино.

В мансардном этаже старинного Гостиного двора обрели дом и звучат для публики десятки старинных фортепиано

Собственно, это не одна, а целый конгломерат коллекций. Помимо инструментов, предоставленных Ставицким, тут есть их собратья из собраний знаменитого пианиста, основателя факультета исторического исполнительского искусства Московской консерватории Алексея Любимова, композитора, пианиста, дирижера и изобретателя Петра Айду...

Судьба многих экспонатов драматична. Пять лет назад «Труд» в репортаже «Король со свалки» рассказывал про выставку в Музее Москвы, посвященную таким вот бедолагам, что благодаря энтузиастам избежали гибели на помойках, но по сути оставались бездомными и, конечно, не отремонтированными. После закрытия той выставки вопрос «жилья» и «лечения» встал с новой остротой. Во многих городах вел переговоры взявший на себя роль координатора Алексей Ставицкий, но именно администрация бывшей волжской столицы бурлаков и хлеботорговцев, а ныне города ракето- и судостроителей предложила достойное помещение и поддержку.

Сейчас здесь уже несколько десятков инструментов, представляющих два века фортепианного дела. Патриарх патриархов — тафель-клавир (столообразное фортепиано) 1803 года — один из двух имеющихся в России играющих образцов (другой находится у Алексея Любимова). А вот эта серия пианино изготавливалась с 1840-х по 1870-е годы французской фабрикой «Плейель», рояли которой любил Шопен, но и пианино он не пренебрегал, поскольку именно они, как правило, стояли в домах у тех, кого он обучал фортепианной игре.

Такие рояли «Плейель» любил Шопен

А вот рояль 1885 года с непривычным расположением молоточков над, а не под струнами — такую конструкцию предпочитали венские мастера. Звук она давала чуть глуше — именно такой любил Брамс. Точно такой, как здесь, «Блютнер» начала ХХ века звучал под пальцами Дебюсси. Другим знаменитым поклонником этой фирмы был Сергей Рахманинов, писавший другу из-за границы: наконец привез сюда мою Наташу (жену Наталью. — «Труд») и мой «Блютнер». Хотя потом композитор перенес симпатию на иную марку, и свидетельство тому также есть в рыбинском музее: здесь стоит «Стейнвей» известного опереточного композитора Николая Стрельникова, который ему помог выбрать Сергей Васильевич — к слову, троюродный брат автора популярной «Холопки». И, согласитесь, маловероятно, что, приглядывая инструмент, Рахманинов не поиграл на нем.

Вот такие памятные инструменты, особенно если они произведены российскими мастерами, — настоящая гордость рыбинцев. Нам в сегодняшней России и представить себе трудно, каких успехов достигло фортепианное производство в Российской империи. Будучи основанным в начале XIX века приезжими немцами — братьями Дидерихс, Якобом Беккером и Иоганном Фридрихом Шредером, оно к началу ХХ столетия насчитывало сотни фирм.

Клеймо старейшей русской рояльной фирмы «Братья Дидерихс»

Например, вот такой, как в Рыбинске, роялино — небольшой рояль со скошенным левым боком — арендовал вместе с квартирой Лев Толстой в пору обучения в Казанском университете. Известен и случай, когда рояль петербургского мастера Карла Вирта — тоже аналогичный здешнему, рыбинскому, — настолько приглянулся приехавшему на гастроли композитору Роберту Шуману и его жене пианистке Кларе, что супруги после долгих переговоров выторговали инструмент за 1200 рублей (при полной стоимости 1800, что равнялось примерно 40 месячным окладам среднего чиновника) и повезли его к себе в Германию...

Петербургский рояль «Вирт» стоял в родительском доме Пети Чайковского

Не правда ли, яркие штрихи, вплетающие фортепианную историю в большую историю культуры, России, мира?

Или вот «Дидерихс» 1896 года с совсем родной для автора этой заметки биографией — он принадлежал педагогу и музыковеду Натану Фишману, моему учителю фортепиано в училище при Московской консерватории. А вон тот берлинский инструмент «Дуйсен» стоял в доме знаменитого профессора Московской консерватории Льва Наумова. И — типичная судьба роялей, на которых велись учебные занятия, — оба инструмента были «заиграны» до дыр, восстанавливать их пришлось самому Алексею Ставицкому.

Реставрация — еще одна, после физического спасения и хранения, драматическая тема, связанная со старинными роялями. Дело в том, что в нашем отечестве такого ремесла просто нет. До какого-то момента считалось, что новый инструмент в принципе лучше старого, и то, чему приобретали смену, попросту выбрасывалось. В постсоветское же время все фортепианное дело, включая сохранившийся с дореволюционной поры «Беккер» (при Советах — «Красный Октябрь»), пошло под нож. И только в последнее десятилетие, с ростом интереса к историческому исполнительству, стала осознаваться потребность в реставрационной профессии. В сегодняшней России ее представляют Ставицкий и его немногочисленные ученики. А поскольку Алексей вслед за своими роялями переселился из подмосковного Красногорска в Рыбинск, то и центр всего предприятия теперь там.

Вместо послесловия

Но не думайте, что маленький волжский город монополизировал тему. Алексей мечтает создать подобные музеи, они же концертно-просветительские площадки, где выступали бы и местные музыканты, и приезжие мастера, в Ивановской, Владимирской областях. Задача актуальная хотя бы потому, что в двух рыбинских залах уместилась едва ли одна восьмая часть сокровищ Ставицкого и его друзей. По сути, дело выходит на федеральный уровень. Стало быть, и поддержка ему теперь нужна не только рыбинская, но и всероссийская. Услышат ли энтузиаста в Министерстве культуры страны?

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5372
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4464
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4086
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4059
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3970
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3886
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?