Ожесточенные бои продолжаются в районе села Комсомольское, где отряды полевого командира Руслана Гелаева шестые сутки пытаются прорваться в равнинные районы Чечни, чтобы "раствориться" среди мирного населения. Другая крупная группировка экстремистов, в которой, по данным разведки, находятся Шамиль Басаев и Хаттаб, пробивается в Веденский район. "Разбившись на мелкие группы по 10-15 человек, - сообщает военный источник, - они пытаются обойти укрепрайоны, командные пункты и позиции федеральных войск".
Новая тактика боевиков - выйти таким образом из зоны окружения и продолжить партизанскую войну в тылу федеральных войск. В соответствии с этим меняется и тактика ведения боевых действий объединенной группировкой федералов. В частности, особую роль на нынешнем этапе приобретает ведение широкомасштабной разведки. Как уточнил исполняющий обязанности командующего объединенной группировкой Геннадий Трошев, вся территория республики "нарезана на полосы", за которыми закреплены войсковые подразделения. Военные заняты поисками вышедших из окружения боевиков. "Ищут, разведают и уничтожают", - подчеркнул генерал.
Вместе с тем, несмотря на официально объявленную информационную прозрачность действий военных и правоохранительных органов (конечно, в рамках допустимого с точки зрения сугубо военной), остается немало вопросов, по-прежнему неясных для общественности. Например, кто же конкретно виновен в гибели двадцати омоновцев из Подмосковья, как и где произошла утечка информации о маршруте и времени передвижения колонны? По мнению вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова, засада, в которую попал подмосковный ОМОН, могла быть организована после радиоперехвата боевиками переговоров между подразделениями федеральных сил. Но почему колонна автомашин шла в Грозный без боевого охранения и надлежащей разведки?
Министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло недавно признал, что в данном случае имела место и преступная служебная халатность со стороны определенных лиц, ответственных за дислокацию милицейских подразделений. Каких конкретно - не уточняется. В управлении информации МВД РФ мне лишь сообщили, что документы о степени виновности некоторых милицейских чинов уже подготовлены, специально созданная комиссия министерства уточняет на месте кое-какие детали служебно-боевой деятельности этих лиц.
Еще больше тумана вокруг эпизода кровавой схватки роты 76-й гвардейской Псковской воздушно-десантной дивизии в районе Аргунского ущелья. По официальным данным командования объединенной группировки, в бою с экстремистами, пытавшимися вырваться из окружения, 4 марта погиб в общей сложности 41 военнослужащий. Но вот статья из газеты "Новости Пскова", в которой сказано, что в субботу, 4 марта "в Аргунском ущелье в неравном бою пала смертью героев 6-я рота 104-го сводного гвардейского "черехинского" парашютно-десантного полка"...
Псковские десантники, державшие оборону на 300-метровом горном участке, оказались в эпицентре прорыва из "аргунского" котла минимум 1,5-2 тысяч боевиков Хаттаба и Масхадова. Трагедия произошла в 5.00 при сильном тумане, что исключило использование артиллерии и "градов".
Штатный состав роты - более ста бойцов. И если все они погибли в неравном бою, до конца выполнив свой воинский долг, - это трагическое, но и героическое событие - его участникам следует воздать должное. И уж в любом случае скрывать от общественности не только реальное число павших, но и их имена - по меньшей мере бессмысленно, если не преступно.
И.о. командующего группировкой Трошев отметил, что солдаты и офицеры проявили мужество, героизм, "до конца стояли, выполнив боевую задачу". Но цифру потерь и он не назвал. Командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак опроверг прозвучавшую в телеэфире цифру: 75 погибших десантников,- подтвердив лишь информацию о тяжелых боях в районе населенного пункта Улус-Керт.
В 76-й гвардейской Псковской воздушно-десантной дивизии ВДВ не опровергли и не подтвердили факта гибели роты десантников. Как заявил инструктор дивизии по работе с семьями Виктор Надолинец, "пока нет официальной информации о том, что конкретно произошло с десантниками..."
Мои попытки связаться с руководством Псковской области пока успеха не имели. А заместитель постоянного представителя администрации области в Москве Игорь Новоселов не рекомендовал "тревожить" по этому поводу псковского губернатора.
И получается, что общественность, все мы с вами, имеет право лишь на победную, мажорную информацию с театра боевых действий. Что же касается неизбежной трагической изнанки войны, связанной с реальными потерями наших солдат и офицеров, то это то и дело доходит с перебоями, попытками "дозирования".