- Как мы понимаем, уникальность "Голубого потока" главным образом состоит в том, что газопровод будет уложен на огромных морских глубинах - до 2150 метров...
- Да, это так. Хотели бы сразу уточнить, что ЭНИ успешно сотрудничает с российским Газпромом в течение многих лет. Мы хорошо знаем и понимаем друг друга и в состоянии совместно решать весьма сложные задачи. "Голубой поток" - первый опыт нашего сотрудничества именно в промышленной сфере. До сих пор были коммерческие соглашения, тоже очень важные и интересные. Но если они связывают нас с Газпромом на 20-25 лет, то "Голубой поток" сулит нам еще более впечатляющие перспективы.
Проложить газопровод по морскому дну на таких глубинах не удавалось еще никому. Мы решили сделать это. У нас имеется опыт строительства газопроводов в Средиземном море. Черное же отличается тем, что вода в нем насыщена сероводородом. Работать в столь агрессивной природной среде можно лишь с очень надежной техникой. Она у нас есть, как есть и готовность наших специалистов.
- Интересно, как же тяжеленная тысячетонная "нитка" из стальных труб может быть опущена на морское дно?
- Существует специальная технология. Разумеется, это очень непросто - уложить соединенные трубы в заранее намеченное морское "русло". Но специальному судну "Сайпем-7000" такая операция по силам.
- Где сейчас находится "Сайпем-7000"?
- В настоящее время работает в Мексиканском заливе по заказу одной из нефтяных компаний. Затем передислоцируется в Северное море и уже после этого возьмет курс на Босфор. Кстати, сам проход под мостами через черноморский пролив представляет определенную сложность для "Сайпем-7000" с его нестандартными габаритами.
- К "Голубому потоку" вначале с опаской отнеслись "зеленые", в том числе и российские. Помнится, в одной из газет появилась статья с пугающим заголовком "Атомная бомба на дне Черного моря". Ее авторы, нагнетая страх на обывателя, писали, что возможная авария газопровода на морском дне и последующее затем соединение метана с сернистыми элементами приведет к ужасному взрыву. Так ли это?
- Нет, конечно. Проведен всесторонний экологический мониторинг. Подобраны специальные сортаменты стали, которая вообще не подвержена коррозии. Изоляция газопровода тоже очень прочная. Так что никакого взрыва быть не может.
К тому же, когда труба ляжет на дно и по ней пойдет газ, будет создано противодавление по отношению к окружающей среде. Оно еще более увеличит устойчивость и безопасность всей системы.
- Как финансируется подводная часть "Голубого потока"?
- Поскольку в этом проекте 50 процентов принадлежит Газпрому и 50 - нам, каждая компания финансирует свою долю. Разработана четкая схема. Она предусматривает, говоря языком экономистов, разделение риска между ОАО "Газпром" и компанией ЭНИ/СНАМ, с которой в феврале 1998 года российская сторона подписала соглашение о стратегическом партнерстве.
Газпром, насколько нам известно, использует заемные средства, экспортные кредиты. Кредитование производится из различных источников. Гарантии осуществляют агентства экспортного кредитования Италии, Японии, Германии, некоторых других стран.
- И последний вопрос. "Голубой поток" - уникальный, единственный в своем роде. Будут ли другие совместные проекты у вашего концерна и Газпрома?
- Надеемся на это, даже уверены - ведь самые большие в мире запасы природного газа находятся в России. Хотели бы и в будущем оставаться надежными и необходимыми деловыми партнерами и друзьями Газпрома.