Лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов в интервью радиостанции "Немецкая волна" сделал заявление, которое можно рассматривать как его желание дистанцироваться от наиболее одиозных руководителей бандформирований. "Шамиль Басаев, - сказал Масхадов, - спровоцировал новую войну в Чечне своим вторжением в Дагестан"... И выразил готовность без предварительных условий начать переговоры с Москвой об окончании войны и освобождении российских военнопленных.
Жест со стороны Масхадова умный, хотя и явно запоздалый. Прекратить кровопролитие, сберечь жизни сотен людей - ради этого, конечно, следует идти на любые контакты и переговоры. Но насколько искренен в своих мирных намерениях лидер экстремистов? Известно ведь, что сегодня именно он руководит их действиями как в горах, так и на освобожденной от боевиков равнинной территории Чечни.
Другой вопрос: а способен ли он принудить к прекращению сопротивления банды чеченцев и наемников? Факты говорят об обратном. По сведениям военных, Шамиль Басаев и Хаттаб, под командованием которых находится свыше двух тысяч боевиков, складывать оружие не думают. Буквально на днях Басаев заявил, что готов воевать "еще несколько лет". Тем самым он фактически дезавуирует все заявления Масхадова о возможности мирных переговоров. Вместе с Хаттабом Басаев отвел свои отряды к границе с Дагестаном, на заранее подготовленные базы. Непримиримые хотят взять под контроль Шаро-Аргунское ущелье, в котором сейчас действуют поисково-разведывательные группы российских десантников. Сюда переброшено несколько сот боевиков для прикрытия горных перевалов до того времени, когда начнется таяние снегов. Именно через это ущелье, полагает разведка, бандиты, в случае необходимости, намереваются прорваться на территории Дагестана и Грузии. Федеральные силы приняли дополнительные меры по укреплению здесь границ Чечни.