— Какие личные недостатки могут помешать соискателям в поиске работы?

— Очень важно определиться, что мы подразумеваем под недостатками. Часто так называют отсутствие конкретных навыков у человека. Это неграмотная речь, отсутствие опыта взаимодействия с людьми, неумение презентовать себя или сконцентрироваться на важном задании. Если иметь в виду какие-то личные особенности, то это могут быть: специфическая манера общения, активная жестикуляция, чрезмерно живая мимика, особенности дикции, а также внешние данные. Причем чаще всего все это не влияет напрямую на результат поиска работы. Бывает, что сам кандидат, помня о них, чувствует себя неуверенно и неуютно, производя, таким образом, отрицательное впечатление.

— Что из этих недостатков действительно является серьезным минусом?

— Единственным серьезным минусом является неосведомленность соискателей о рынке труда и непонимание своих интересов, умений и способностей. К примеру, если вы типичный технарь, вряд ли стоит идти работать в рекламное агентство на творческую позицию. В силу профессиональной неуверенности человек часто выбирает неверный путь, поскольку сам не до конца понимает, чего хочет, и полагается на случай или следует модным течениям, не вникая в суть предстоящей работы.

— Как сделать так, чтобы привычки и недостатки не мешали поиску работы?

— В первую очередь человек должен подготовиться: осознать сферу своих интересов, изучить рынок труда, продумать, что и как он будет говорить на интервью, как он будет выглядеть. Так как вопрос личных привычек и недостатков очень субъективен, то ваши личные особенности могут оказаться достоинствами для одной позиции и недостатками для другой. Вот яркий пример. В работе менеджера по продажам повышенный уровень коммуникации, умение завязывать контакты и привлекать людей — наиболее важные качества. В обычной жизни излишняя тяга человека к общению может расцениваться как болтливость и считаться его недостатком. Или другая ситуация: сотрудник замкнут, боится общения, чувствует себя неловко в присутствии малознакомых людей. Казалось бы, это нельзя назвать плюсом.

Но если он работает бухгалтером, вряд ли начальник придаст этому значение. Скорее наоборот: у него будет уверенность, что работник будет спокойно сидеть за компьютером и добросовестно выполнять свои обязанности, не рассказывая, к примеру, за обедом коллегам о том, какая зарплата у сотрудников в компании.

— Нужно ли стараться превратить недостатки в достоинства?

— Не советую делать это на собеседовании. Дело в том, что зачастую неумелые попытки кандидата перевернуть свои качества из отрицательных в положительные вызывают негативную реакцию. Человек может серьезно относиться к своим личным чертам, которые, возможно, не так уж и важны для работодателя. Не стоит судорожно пытаться показать себя в лучшем свете. Эта плохая «игра» вызывает подозрение в неискренности.

— Тогда как лучше говорить о них?

— Важно осознать, что недостатков нет. Свои слабости и особенности, так же, как и достоинства и преимущества, есть у всех. Рекрутеры говорят: «Нет плохих кандидатов — бывает, что сразу не нашлись подходящие вакансия и компания». Посмотрите на себя здраво и не воспринимайте личные качества как барьер, мешающий сделать шаг. На деле чаще всего оказывается, что привычек, действительно мешающих работе, не так много. Поэтому, если вы в чем-то специфичны, это еще не значит, что не устроите работодателя.

— Какие требования работодателей относительно привычек сотрудников вы встречали в своей практике?

— Все, что касается привычек, — личное дело сотрудника. Попытка вмешаться не-этична. Внимание на этом заостряют очень редко. Самое распространенное и чуть ли не единственное требование подобного рода — в некоторых организациях хотят видеть некурящих.

Это связано с корпоративной политикой компании, ее стилем. Один из аргументов — на перекуры тратится много свободного времени. Есть организации, где некурящим сотрудникам выдают премии. Однако у хорошего, но курящего специалиста не меньше шансов получить работу в таких организациях.

Резюме «Труда»

Марина Казанцева, руководитель группы административного направления кадрового холдинга анкор
Родилась в 1979 году.

Образование: Московский городской открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова.

Опыт работы: в кадровом холдинге АНКОР — с 2006 года. Начинала рекрутером. С января 2008-го по настоящее время — руководитель группы административного направления.