Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура Афиша 21:01 13 Октября 2018 2081
В этом музее экспонаты надо трогать руками

Петербуржцам представили экспозицию музея архитектурной художественной керамики «Керамарх»

Ирина Смирнова
Директор реставрационно-строительной компании «Паллада» Константин Лихолат. Фото автора.

Первый в России музей архитектурной художественной керамики «Керамарх» открыл свою экспозицию в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Этого события ждали давно, и особенно в Северной столице, где слишком многое утрачено в художественном убранстве зданий.

Изразцовые печи редкой красоты в парадных и квартирах рядовой петербургской застройки, камины и витражи времен последних русских императоров, уникальные образцы керамического декора фасадов жилых, общественных и культовых зданий Петербурга, казалось, потеряны навсегда. Но утраты как раз и составили основу «Керамарха», открытием которого свое столетие встречает Музей истории Санкт-Петербурга.

Когда одни ломали, другие спасали. По словам директора музея истории города Александра Колякина, в фонде архитектурных деталей в Петропавловской крепости хранится более 11 тысяч предметов. «Значительная часть коллекции была сформирована в 1970-1980-е годы, когда в ходе капремонта или сноса исторических петербургских зданий в музей поступали элементы декоративной отделки фасадов и интерьеров. Как раз благодаря музею многое удалось спасти», — объясняет Александр Николаевич.

Для музея керамики понадобились не только предметы из фонда архитектурных деталей, но еще воля, энергия и любовь к делу директора реставрационно-строительной компании «Паллада» Константина Лихолата. Его компания занимается возрождением керамического производства в стране, ей доверяют специалисты. Неслучайно коллекцию «Керамарха» наряду с собранием печей Лихолата дополнили предметы из Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф», Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Государственного музея керамики и усадьбы Кусково XVIII века, Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея, Иркутского областного краеведческого музея, Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Гомельского дворцово-паркового ансамбля...

Среди экспонатов — работы архитекторов А.П. Брюллова, Ф.И. Лидваля, А.И. Штакеншнейдера, Уно Ульберга, известного художника-керамиста П.К. Ваулина. Представлена архитектурная керамика ведущих отечественных и европейских производств — мастерской Л.П. Бонафеде, товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, художественно-керамического производства «Гельдвейн — Ваулин», Ракколаниокского гончарного завода, завода «Або», Саксонской печной фабрики Эрнста Тайхерта в Майсене.

В новом музее более 200 экспонатов показывают историю развития декоративной керамики в архитектуре — от первых гончарных дворов XVIII века до изысков модерна начала ХХ века, рассказывают о работах знаменитых художников, о мастерских и заводах, выпускавших архитектурную керамику, о технологиях ее изготовления и реставрации. Здесь представлены изразцовые печи и камины, долгое время считавшиеся неотъемлемой частью русского интерьера, редкие образцы декора знаменитых зданий Петербурга — куполов Соборной мечети, Петроградского губернского кредитного общества (ныне «Дом Кино»), черепицы крыши музея А.В. Суворова, семимет-ровое панно с фасада дома на площади Труда, многоцветные керамические киоты, метлахская плитка и клейма в доходных домах Санкт-Петербурга эпохи модерна.

Изысканная голландская изразцовая плитка из дворцовых покоев заставила дрогнуть мое сердце: лет 30 назад точно такую же я видела в Шереметевском дворце на Фонтанке. Тогда из Фонтанного дома выехал прежний пользователь, и на какое-то время дворец остался один на один с вандалами. Я шла по дворцовым лестницам и переходам, ставшим внезапно такими опасными, тут и там попадались удивительной красоты камины, а вокруг слышался стук молотков. Когда через несколько минут возвращалась, вокруг уже чернели дыры от ворованной плитки. И вот довелось встретиться с каминами снова, уже в музее, уже спасенными.

И кстати, здесь их можно трогать руками. Архитектор Ольга Ушакова рассказала, что авторы экспозиции сделали упор на тактильном восприятии: «Русской керамике изначально был присущ рельефный, фактурный, выпуклый изразец, европейской же — наоборот, плоский. Наши мастера этого не признавали. В нашем музее можно трогать экспонаты. Мы запланировали большую интерактивную программу для детей. К примеру, они смогут сами собрать печь. И понять, что керамика — это на века, что она одновременно хрупкая и прочная». Это парадоксальное сочетание «хрупкости и вечности» зафиксировано в самом музее, где в полу сделаны археологические витрины с керамическими находками.

Одна из особенностей нового музея в том, что его посетители получат возможность живого контакта с произведениями монументального искусства, украшавшими в прошлом фасады петербургских зданий. Историк архитектуры Мария Макогонова, куратор экспозиции музея «Керамарх», считает, что Петербург — город керамический... В грудах строительного мусора ленинградцы собирали замечательные изразцы, фрагменты архитектурного убранства, хранили у себя дома, а потом несли в музей. В экспозиции пока история керамики до 1917 года. Но будет и продолжение этой истории.

— Первые кирпичные фабрики основаны еще при Петре I, первая в России мастерская художественной архитектурной керамики была основана в 1845 году именно в Петербурге, — рассказала Мария Макогонова читателям «Труда». — Сейчас время железобетона, стали и стекла, хотя и керамику в современной архитектуре используют. Пока у нас еще не керамическое время. Но, безусловно, оно наступит. Крыша знаменитого оперного театра в Сиднее покрыта более чем миллионом керамических плиток. Керамика не горит, она стойка к загрязнениям, керамика легкая. Так что ее время еще впереди.

Сотрудники «Керамарха» надеются, что коллекция музея будет пополняться и займет новые бастионы Петропавловской крепости. В одном из них в день открытия музея стартовала научная конференция «Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии», на которую собрались керамисты из России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Польши, Германии. Вышел в свет первый выпуск научного журнала «Архитектурная керамика мира», его электронная версия доступна на сайте музея без регистрации и оплаты.

Комментарии для сайта Cackle

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Nick White, globallookpress.com

Что остается делать, когда мир рушится и, кажется, сам воздух пропитан злобой и агрессией, и люди привыкают к тому, что война — это обычное состояние? Рецепт известен: остается любить и защищать свою любовь,...

Бойцы невидимого фронта стали героями выставки «Профессия – иностранец» в ГМИРЛИ им. Даля

Виктория Пешкова
Труд
Сюжеты выставки увлекательны, как роман, но они – про жизнь. Фото предоставлены Гослитмузеем

В музей Службы внешней разведки России (СВР) простому смертному не попасть. Но страна должна помнить своих героев. Хотя бы тех, имена которых можно назвать. Они, как и их коллеги, которые еще долго, а может быть и всегда будут оставаться неизвестными,...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?