1. Покажите, кто есть кто
Для того чтобы не вызвать недовольство тех или иных сотрудников, никого нельзя к себе приближать. Ко всем относитесь одинаково. Нужно ввести отчетность о работе каждого сотрудника. Сделайте ее общедоступной, чтобы каждый мог видеть, в чем он плох, а в чем хорош. Пусть подчиненные сами проставляют себе оценки. Тогда они будут знать, что, например, Петров, сделал столько-то звонков и закрыл столько-то проектов, и за это получил премию. У них должно выработаться стремление стать лучшими, и зарабатывать на этом. А у вас будет наглядный инструмент для поощрений, наказаний и мотивации.
2. Будьте в курсе настроений
Вам очень важно поддерживать собственный авторитет чуткого и грамотного руководителя. Общайтесь с сотрудниками. Дайте им возможность высказывать свое мнение и свои пожелания. Если вы руководите небольшим коллективом, то откройте двери своего кабинета для всех подчиненных, чтобы они могли поделиться своими предложениями по работе. Начальникам крупных департаментов с десятками сотрудников лучше завести почтовый ящик, в который любой сотрудник сможет бросить письмо. Обязательно просматривайте почту, там могут быть хорошие идеи по оптимизации работы департамента.
Не пренебрегайте личным общением. Сделайте себя доступным для разговора. Если сотрудник чем-то недоволен, пусть расскажет об этом вам лично, а не будет за вашей спиной обсуждать спорные решения. Недовольство нужно гасить в зародыше, а не дожидаться бунта или конфронтации. Но самое главное - правильно и эффективно организовать работу вверенного вам подразделения.
3. Займите жесткую позицию
Вы должны знать, кто среди ваших подчиненных является неформальным лидером и возможным зачинщиком беспорядков. С этим человеком нужно держать ухо востро. Если вы будете принимать невыгодное или непопулярное решение, именно этот человек начнет говорить своим коллегам о том, как плохо и неграмотно вы поступаете.
Руководителю лучше всего сразу дать понять, что в случае открытых выступлений против него ответные меры будут максимально жесткими, но справедливыми. Сейчас рынок труда - это рынок работодателя. Ваши меры по пресечению бунта могут быть крайне жесткими, и подчиненные должны это четко уяснить. Понятно, что вы не хотите разгонять весь отдел, но такой вариант ни вы, ни они не должны сбрасывать со счетов.
4. Нагружайте сильных
На вас может свалиться сложный проект, который придется делать в срочном порядке. Подчиненные во главе с неформальным лидером тут же начнут роптать на свою незавидную долю. Поэтому ответственным за исполнение заказа нужно назначить вашего потенциального бунтаря. Посулите ему премию за хорошо выполненную работу. Передайте бразды правления в его руки, и он сам сделает все возможное, чтобы недовольство работников департамента свести к нулю. Потенциальный лидер "оппозиционеров" сам не захочет, чтобы кто-то выказывал недовольство от свалившегося дополнительного проекта, ведь отвечать за него будет уже он, а не вы. А вы своими действиями направите его неуемную энергию в мирное русло.
5. Назначьте ответственных
Если ваше начальство просит сократить зарплату подчиненным или добавить им работы, вы должны понимать, какую реакцию это вызовет у коллектива. Лучший способ избежать конфликтов и недовольства - договориться с руководством о том, что вы сами разработаете схему, по которой внедрите новшества в жизнь своего отдела. После этого привлеките к реализации "реформ" наиболее активных ваших подчиненных.
Устройте среди них конкурс на лучший план проведения изменений в отделе - тот человек, чей проект будет признан лучшим, получит премию. Так вы заинтересуете своих революционеров материально. Они не захотят терять свои позиции и ваше доверие, а, значит, и строить баррикады никто из них не осмелится. Потому что сами лидеры будут вовлечены в рабочий процесс, будут работать над непопулярным решением. При этом они будут выглядеть разработчиками этих нововведений, а к вам никаких претензий не будет.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Юлия Перевощикова, директор по персоналу и социальным вопросам сети аптек "Старый лекарь", Александр Карпов, директор по персоналу и общим вопросам компании LG Electronics Rus
